Безопасность дорожного движения

Безопасность дорожного движения

Рекомендации по предупреждению дорожно-транспортного травматизма участников дорожного движения

  • Предупреждение ДТП, связанных с наездом на пешеходов
  • Рекомендации по выбору безопасной скорости движения
  • Рекомендации по использованию ремней безопасности и детских удерживающих устройств
  • Водительская этика

Предупреждение ДТП, связанных с наездом на пешеходов

Статистика аварийности свидетельствует о том, что преобладающим видом ДТП являются наезды на пешеходов. Причин наездов на пешеходов много, но одними из главных являются невыполнение ими своих обязанностей и незнание или нарушение правил безопасного поведения на дорогах. Поэтому одним из основных направлений в профилактике аварийности должно стать обучение людей, воспитание у них ответственного поведения на дороге, привитие навыков постоянного контроля за изменением дорожной обстановки. Такие навыки создают условия для сдерживания пешехода от необдуманных поступков. Выполняя требования Правил дорожного движения, пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам, где отсутствует контакт с транспортными средствами. Однако не следует идти по самому краю тротуара, прилегающего к проезжей части дороги. Оступившись, пешеход может неожиданно оказаться на проезжей части дороги. Задеть пешехода могут и транспортные средства особенно с прицепом, движущиеся рядом с тротуаром, так как отклонение прицепа при маневрировании может достигать 1,5 метров.

Пересекать проезжую часть дороги пешеходы должны по пешеходным переходам. В случае их отсутствия на перекрестках необходимо двигаться по линии тротуаров и обочин, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен. При отсутствии в пределах видимости обозначенных пешеходных переходов и перекрестков пешеход должен перейти проезжую часть дороги на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны и по кратчайшей траектории, что обеспечит наименьший период времени нахождения пешехода на проезжей части дороги. Нельзя принимать решение о пересечении проезжей части на закруглениях дороги с малым радиусом, а также пересекать ее в местах, с ограниченной обзорностью из-за транспортных средств или иных препятствий.

Перед тем как выйти на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии транспортных средств или правильно оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, и их скорость. Безопасным на загородной дороге является удаление транспортных средств на расстоянии 150-200 метров, в населенном пункте 100-150 метров. Для определения безопасной дистанции пешеход должен знать, что средняя его скорость составляет около 1,2 метров в секунду, это позволяет ему пересекать дорогу шириной 7-10 метров за 6-8 секунд. В тоже время автомобиль движется вне населенного пункта со скоростью около 90 километров в час или 25 метров в секунду, а в населенном пункте – 60 километров в час, то есть около 17 метров в секунду.

Переходя проезжую часть дороги, пешеход не должен замедлять движение или останавливаться на ней, поскольку это повышает опасность наезда. В местах, где отсутствуют тротуары, пешеходные или велосипедные дорожки, а также обочины пешеходы могут двигаться по проезжей части навстречу потоку транспортных средств, чтобы видеть приближающийся автомобиль и своевременно уступить ему дорогу. В таких случаях пешеход должен идти как можно ближе к краю проезжей части, чтобы занимать минимальное пространство и не препятствовать движению транспортных средств.

Группы детей нельзя вести по проезжей части дороги. Если же тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка отсутствует, детей можно вести по обочине навстречу движению транспортных средств и только в светлое время суток. Группа детей должна обязательно сопровождаться совершеннолетними из расчета не менее одного сопровождающего на двадцать детей.

Особенно опасно пересекать проезжую часть дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, поскольку пешеход видит автомобиль с включенными фарами, а водитель может не заметить пешехода. Многие пешеходы, особенно дети, этого не знают, чем подвергают себя опасности, так как водитель заметит их только в тот момент, когда пешеход будет освещен светом фар транспортного средства. При этом темная одежда поглощает свет и, как правило, менее заметна для водителя.

Для того чтобы улучшить видимость человека на дороге в темное время суток пешеходу необходимо обозначить себя световозвращающими элементами. Следует иметь в виду, что во время тумана в светлое время суток свет фар не облегчает водителю распознавание объектов на дороге, а пешеход видит транспортное средство значительно раньше, чем водитель его.

Часто водители испытывают затруднения из-за неопределенного поведения пешехода на дороге, когда он выходит на проезжую часть и останавливается, не зная как действовать в возникшей ситуации. Водителю трудно предвидеть, какие действия будут предприняты пешеходом. В таких случаях пешеходу необходимо отойти на безопасное место, сделать знак рукой или предпринять такое действие, которое однозначно было бы понятно водителю приближающегося транспортного средства.

Детей необходимо периодически обучать навыкам безопасного поведения на дороге. Такое обучение необходимо проводить с детьми каждый раз после длительного их отсутствия в населенном пункте, например, после каникул, болезни и т.п. При этом необходимо информировать их о наиболее опасных участках дорог и объяснить в чем заключается опасность при движении по этим участкам.

Для того чтобы ребенок лучше усвоил безопасную дорогу в школу, можно разрешить ему выступить в роли провожатого, чтобы он сам выбирал путь и обосновал свое мнение. Такой подход к обучению помогает своевременно выявить и устранить ошибки, которые ребенок может допустить при движении в школу или другие места самостоятельно. При информировании пожилых пешеходов и водителей нужно обращать их внимание на то, что с возрастом снижается реакция, слух, зрение, в связи с чем, они должны более тщательно подходить к оценке ситуации на дороге, чтобы свести к минимуму риск ДТП. Часто пожилые люди, принимающие лекарства, не знают их побочные действия, которые могут отрицательно влиять на их состояние и привести к чрезвычайной ситуации на дороге.

Велосипедисты и водители мопедов становятся участниками ДТП из-за невысокой скорости движения этих транспортных средств, плохой видимости их в темное время суток, отсутствия специального обучения. Большинство таких происшествий совершается при пересечении перекрестков и выполнении ими левого поворота или разворота. При выполнении этого маневра безопасное расстояние до встречного транспорта определяется водителями в зависимости от длины перекрестка, скорости велосипеда или мопеда и встречного транспорта. Именно здесь и допускают ошибки, особенно молодые и неопытные водители. Безопасно осуществить поворот налево можно в том случае, если расстояние до встречного автомобиля во столько раз больше пути движения на перекрестке, во сколько раз скорость встречного автомобиля больше скорости поворачивающего. Учитывая скорость транспортных средств в населенных пунктах можно считать, что поворачивать налево можно тогда, когда расстояние до встречного автомобиля больше длины траектории движения на перекрестке как минимум в 5 раз. Кроме того, велосипедисты и водители мопедов должны знать, что им запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, а также на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении.

Зачастую наезд на велосипедистов происходит при резком отклонении их от траектории прямолинейного движения или при движении на расстоянии более одного метра от края проезжей части.

Значительную часть происшествий, происходящих по вине пешеходов, водитель может предотвратить, если будет учитывать, что человек, вышедший на дорогу может испытывать недомогание, находиться в состоянии душевного беспокойства, иметь плохое зрение или слух. Водитель должен учитывать, что в определенных ситуациях пешеходу необходимо предоставить преимущественное право на движение, иначе пешеход может испугаться быстро приближающегося транспорта и неожиданно изменить направление движения. Наиболее опасные ситуации возникают при внезапном появлении пешехода на проезжей части дороги из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзор. Чаще всего это происходит там, где транспортное средство останавливается прямо на проезжей части дороги, имеющей недостаточную ширину или возле оборудованных «карманов», если они не имеют дополнительных инженерных устройств – барьеров, сеток и т.п. Поэтому водитель, проезжая мимо стоящих на остановках автобусов, троллейбусов, должен соблюдать следующие меры предосторожности: снизить скорость, по возможности увеличить интервал относительно стоящего транспорта и при появлении пешехода внимательно наблюдать за его действиями и быть готовым к экстренной остановке транспортного средства.

Если водитель движется по двухполосной дороге и выдерживает интервал до стоящего попутного автобуса около 1,5 метров, то он сможет заметить пешехода, выходящего из-за автобуса с расстояния 12-13 метров, что, как правило, достаточно для того, чтобы остановить на сухом асфальтобетонном покрытии грузовой автомобиль, движущийся со скоростью 20-25 километров в час и легковой автомобиль, движущийся со скоростью 30-35 километров в час. Аналогичные меры предосторожности нужно соблюдать и при проезде по двухполосным дорогам мимо автобуса и троллейбуса, стоящего на встречной полосе. Почти каждый пятый наезд на пешехода, совершаемый по вине водителей транспортных средств, происходит на нерегулируемом перекрестке. Причиной таких происшествий, как правило, является неправильная концентрация и распределение внимания водителей при оценке возникшей ситуации. Например, водитель, концентрируя внимание на приближающихся транспортных средствах, упускает из поля зрения поведение пешеходов. В ряде случаев наезд на пешехода происходит, когда он движется по пешеходному переходу, расположенному на многополосной проезжей части дороги, а транспортное средство выезжает из-за стоящих в соседних рядах транспортных средств. Нередко наезд на пешехода совершается транспортным средством, проезжающим перекресток в период смены сигналов светофора. Подъезжая к пешеходному переходу, водитель должен внимательно наблюдать за поведением пешеходов и водителей других транспортных средств. Если, движущийся впереди по соседней полосе автомобиль затормозил, то, возможно, что он останавливается, чтобы пропустить пешехода, поэтому в этой ситуации необходимо притормозить или остановиться, и продолжить дальнейшее движение, убедившись в отсутствии пешеходов.

Бывают случаи, когда транспортное средство совершает наезд на пешехода, выходящего из трамвая, стоящего на остановочном пункте, расположенном посредине проезжей части. Это является грубым нарушением требований пункта 120 Правил дорожного движения, который обязывает водителя остановиться и уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке трамваю либо от него (со стороны дверей), если посадка (высадка) пассажиров производится с проезжей части дороги или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только после закрытия дверей трамвая и выключения на нем аварийной световой сигнализации (светового указателя правого поворота).

Особую осмотрительность нужно проявлять водителю при встречном разъезде в зоне пешеходного перехода, поскольку пешеход, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом, все внимание уделяет ему и не замечает встречное транспортное средство. Водителю нужно учитывать, что любое появление пешехода на проезжей части дороги должно стать сигналом опасности совершения ДТП, особенно в условиях скользкого покрытия, когда пешеход не может быстро перейти проезжую часть, а водитель быстро остановить транспортное средство. При приближении к пешеходам водителю не следует полагаться на подачу звукового сигнала, поскольку пешеход может растеряться и своевременно не освободить проезжую часть. Поэтому самым надежным способом предотвращения наезда является снижение скорости и остановка автомобиля. В то же время при возникновении опасных ситуаций водителям необходимо знает, что если пешеходами являются молодые люди, они переходят дорогу быстро и их лучше объезжать сзади. Пожилые пешеходы, как правило, рассеянны и невнимательны, заметив или услышав автомобиль при переходе дороги, они чаще всего поворачивают назад, поэтому, если объезжать их сзади, не исключена вероятность наезда.

Около 30 % случаев наездов на пешеходов происходит тогда, когда они находятся в нетрезвом состоянии, которое приводит к потере возможности правильно оценивать дорожную обстановку. Водителю, как правило, трудно предугадать, как поведет себя такой пешеход при приближении к нему транспортного средства. Кроме того, на скользкой дороге у таких пешеходов возрастает вероятность падения на дорогу. Поэтому водитель, заметив неустойчивое поведение пешехода, должен снизить скорость движения, а в ряде случаев и остановиться или объехать его на большем расстоянии.

Водителю не следует забывать о том, что неблагоприятные погодные условия повышают опасность наезда на пешеходов, поскольку их внимание снижается, например, при низкой температуре воздуха, сильном ветре, дожде, снегопаде и т.п.

Большую опасность для водителей на проезжей части представляют дети. Они не всегда осознают опасность, отличаются непоследовательностью действий. Водитель, зная об этом, должен воспринимать появление ребенка на проезжей части или даже у края тротуара, как сигнал тревоги и не пытаться объехать ребенка на проезжей части дороги, так как ребенок может неожиданно изменить направление движения. Особенно опасно, когда дети на проезжей части дороги катаются на коньках, санках или лыжах. Такие места водитель должен проезжать с особой осторожностью и только тогда, когда уверен, что они видят автомобиль и не находятся в движении.

Приближаясь к стоящему автобусу с включенной аварийной световой сигнализацией и имеющему опознавательный знак «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость движения, при необходимости остановиться и уступить дорогу пешеходам.

Особую опасность представляет превышение водителями установленной скорости движения в местах массового передвижения детей – у школ, детских садов, площадок, когда на проезжей части или в непосредственной близости от нее находятся дети.

Часто ДТП с детьми совершаются в ситуациях, когда они оказываются между встречными потоками транспорта. Если в такой ситуации ребенок видит автомобиль – опасность меньше, если же он смотрит в противоположную сторону – опасность возрастает, поскольку нет уверенности в том, что ребенок заметит автомобиль. Особое внимание необходимо проявлять в ситуациях, когда ребенок на проезжей части дороги стоит спиной к приближающемуся автомобилю или его внимание отвлекают другие дети, уже перешедшие дорогу, а также в случаях, когда на середине дороги находится группа детей. Водитель в такой обстановке в соответствии с требованиями пункта 119 Правил дорожного движения должен быть готов снизить скорость движения или остановиться, чтобы исключить вероятность наезда на детей. Следует подчеркнуть, что соблюдать эти требования водитель обязан везде, в том числе и вне пешеходных переходов.

Большинство несчастных случаев можно избежать, если обучать ребенка правильному и безопасному поведению на дороге. Основная причина ДТП заключается в том, что дети переносят на дорогу привычки, навыки наблюдения, которые они приобрели в быту. Следует отметить, что из каждых двадцати случаев наездов на детей девятнадцать повторяются. Девять из десяти пострадавших на проезжей части дороги детей вовремя не заметили приближающееся транспортное средство и ошибочно считали, что находятся в безопасности. Шесть из десяти пострадавших детей выбежали или вышли на дорогу из-за стоящих или движущихся автомобилей, зданий, насаждений, заборов и других объектов, ограничивающих водителю обзорность.

Восемь процентов пострадавших детей попали в ДТП в ситуации обгона и опережения транспортных средств. Двое из десяти пострадавших детей не заметили вовремя опасность потому, что их внимание было отвлечено объектом на другой стороне улицы. Чаще это бывает на улицах с небольшой интенсивностью движения. Шесть процентов пострадавших детей попали под автомобиль после того, как вырвались из рук родителей. Причем такое поведение характерно для детей в возрасте до шести лет. При переходе улицы ребенка надо постоянно учить наблюдению за дорожной обстановкой.

Неправильное поведение родителей на дороге вместе с ребенком может перечеркнуть знания и навыки, полученные им ранее. Поэтому с ребенком не должно быть никакой спешки на проезжей части, никаких разговоров о постороннем во время перехода дороги, никаких нарушений Правил дорожного движения.

Ребенка необходимо учить видеть объекты, ограничивающие видимость движущихся транспортных средств – насаждения у подъезда, стоящие автомобили, угол дома и другие предметы. Ребенок должен привыкнуть к тому, что необходимо оценить обстановку, прежде чем выйти из-за этих объектов на проезжую часть дороги.

Рекомендации по выбору безопасной скорости движения

Правильный выбор скорости движения транспортного средства является одним из наиболее важных условий безаварийной работы водителя. Скорость движения автомобиля может изменяться в широких пределах. В соответствии с требованиями Правил дорожного движения водитель при выборе скорости движения должен учитывать ограничения скорости, установленные данными Правилами и техническими средствами организации дорожного движения, а также интенсивность движения, обзорность дороги, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные, погодные (метеорологические) условия и другие факторы, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения.

С возрастанием скорости движения процесс вождения автомобиля усложняется и требует большего напряжения сил и внимания а, следовательно, возрастает и вероятность возникновения ДТП. При скорости 100 километров в час частота пульса увеличивается даже у опытных водителей. Кроме того, чем выше скорость, тем тяжелее последствия ДТП. Поэтому при меньших скоростях, безусловно, легче обеспечить безопасность дорожного движения. Однако надо иметь в виду, что, большинство происшествий возникает не просто из-за высоких скоростей движения, а из-за несоответствия скорости автомобиля конкретным дорожным условиям, обстановке движения, подготовленности водителя. Многие водители не умеют правильно выбирать безопасную скорость. По данным анализа превышение установленной скорости движения и неправильный ее выбор являются наиболее частой причиной ДТП. Стремление двигаться с необоснованно высокой скоростью особенно часто проявляется у молодых неопытных водителей.

Опытного водителя отличает, прежде всего, движение без больших перепадов скорости, без интенсивного разгона и резких торможений с наименьшим количеством переключения передач. Такой режим движения меньше утомляет водителя и пассажиров, позволяет снизить расход топлива, уменьшить износ автомобиля и главное – позволяет существенно снизить вероятность возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций.

Скорость, с которой можно безопасно двигаться в конкретной обстановке, должна зависеть от возможности остановить автомобиль при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить. На выбор безопасной скорости влияет интенсивность движения. Как показали исследования, наиболее безопасной является скорость, равная или близкая к средней скорости транспортного потока. Если же скорость автомобиля отличается от средней, например, на 60 километров в час, то вероятность вовлечения в ДТП для такого автомобиля возрастает, примерно, в тысячу раз по сравнению с теми, которые движутся со средней скоростью транспортного потока.

Причина этого явления заключается в том, что водитель автомобиля, движущегося со скорость меньшей, чем средняя скорость потока, обгоняется большинством транспортных средств и становиться объектом для наезда сзади, в то время как водитель автомобиля, двигающийся с превышением средней скорости потока, сам совершает частые обгоны, что увеличивает вероятность совершения ДТП.

Вождение автомобиля в городах с интенсивным движением транспортных средств и пешеходов требует от водителя большого внимания, дисциплинированности и четкости действий. В этих условия водитель должен двигаться с такой скоростью, чтобы своевременно обеспечить наблюдение за дорогой, ее состоянием, транспортными средствами, пешеходами, сигналами светофоров. На одной и той же улице при различных условиях скорость движения, обеспечивающая безопасность, будет разной. Рано утром и в сухую погоду, когда интенсивность движения транспорта и пешеходов небольшая можно развить максимально разрешенную скорость. При скользком состоянии проезжей части дороги, возросшей интенсивности движения и других условиях, осложняющих движение, скорость должна быть снижена.

Водитель, имеющий небольшой стаж работы или впервые попадающий в крупный город, не должен придерживаться скорости быстро движущихся автомобилей. Лишь полностью освоившись с особенностями городского движения, можно повышать скорость. Скорость движения ни в коем случае не должна определяться тем, спешит ли водитель или пассажир. Значительное увеличение скорости в условиях города зачастую не дает ощутимого выигрыша времени. Опытный водитель заранее наблюдает за сменой сигналов светофора и выбирает скорость таким образом, чтобы подъехать к перекрестку при разрешающем сигнале светофора без резкого торможения и остановки автомобиля. Водители, стремящиеся сходу, без снижения скорости проскочить регулируемый перекресток ослабляют наблюдение за пешеходами и транспортными средствами, а это опасно.

Необходимо учитывать, что на асфальтобетонном покрытии могут встретиться различные препятствия в виде выбоин, заниженных или даже открытых канализационных люков и т.д. Движение с высокой скоростью на таких участках дорог может привести к поломке ходовой части автомобиля, а резкое маневрирование с целью объезда препятствия чревато столкновением с движущимися в соседних полосах транспортными средствами. Особую осмотрительность при выборе скорости движения водитель должен проявлять на скользком покрытии, где даже незначительное, но резкое торможение или резкое ускорение может привести к заносу. Безопасность движения на таких дорогах можно обеспечить значительным снижением скорости.

При движении по обледенелой дороге не следует превышать скорость, надеясь на противоскользящие материалы, которыми посыпают дороги. Иногда случается так, что при торможении песок не удерживается на обледенелом покрытии и свободно сдвигается колесами автомобиля. Также опасен при гололедице свежевыпавший снег, который маскирует обледенелое покрытие.

Такую же опасность представляют собой опавшие с деревьев листья, лежащие на дорожном покрытии. Попав на такой участок, водитель автомобиля, двигавшегося с большой скоростью, при необходимости торможения может потерять управление и оказаться в кювете или на полосе встречного движения, так как листья под колесами могут сыграть роль смазки, резко снизив коэффициент сцепления одного или нескольких колес. Чтобы этого не случилось необходимо на большем, чем на сухой дороге расстоянии, оценивать обстановку, что позволит своевременно и достаточно плавно снизить скорость. Снижать скорость движения нужно и в начале дождя, так как первые капли не смывают, а лишь смачивают дорожную пыль и засохшую грязь, превращая ее в «смазку», которая значительно снижает эффективность действия тормозов. После сильного дождя коэффициент сцепления несколько повышается. Это является результатом смывания потоками воды скользкой пленки с дороги.

В дождливую погоду опасны участки, где к главной асфальтированной дороге примыкают второстепенные без покрытия. Грунтовая грязь, которую наносят люди, транспорт или скот представляет серьезную опасность. Проезжать такие места нужно с небольшой постоянной скоростью, не применяя резких торможений и поворотов рулевого колеса. Движение по мокрой дороге опасно тем, что вода, попадая на тормозные прокладки, играет роль своеобразной смазки и значительно снижает эффективность действия тормозов. Поэтому после проезда больших луж не рекомендуется сразу увеличивать скорость движения, необходимо проверить действие тормозов на ходу автомобиля. Если они намокли, их нужно «просушить», увеличив подачу топлива, а левой ногой притормаживая. Когда водитель почувствует, что эффективность тормозов восстановилась, он может повысить скорость движения.

Иногда в дождливую погоду может возникнуть весьма опасное явление – гидропланирование. Сущность его состоит в том, что при достаточно высокой скорости и большой толщине водяной пленки в зоне контакта шин с дорогой появляется водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия. Автомобиль как бы «приседает» на задних колесах, в то же время, как передние приподнимаются на водяном клине. Автомобиль перестает слушаться руля, хотя задние колеса продолжают сохранять сцепление с дорогой. По этой причине автомобиль даже на прямолинейных участках неожиданно оказывается на встречной полосе движения, а на закруглениях дорог внезапно съезжает на обочину или опрокидывается. Слой воды, толщиной несколько сантиметров может вызывать гидропланирование при скорости движения свыше 80 километров в час, особенно при изношенных шинах. Поэтому опытные водители при проезде участков, залитых водой, придерживаются скорости не выше 50-60 километров в час.

Анализ ДТП показывает, что наряду с происшествиями более или менее равномерно распределенными по длине дорог значительная часть их концентрируется на сравнительно коротких участках. К таким участкам относятся места с повышенной опасностью для движения, а именно: крутые повороты, подъемы, спуски, места с ограниченной обзорностью, узкие участки. Проезд этих участков допустим только с ограниченной скоростью. Если скорость движения на предшествующих участках не ограничивалась, то неопытный или неосмотрительный водитель, не считаясь с особенностями расположенного впереди участка, может развить скорость намного большую, чем допускают дорожные условия. Сталкиваясь с необходимостью резкого снижения скорости, он подвергается опасности попасть в аварию.

Так, неправильный выбор скорости при движении на поворотах дорог – одна из главных причин таких видов дорожных происшествий, как опрокидывание или столкновение со встречным транспортом. Причиной возникновения заноса и опрокидывания на поворотах дорог являются действия центробежной силы. Причем чем выше скорость движения и центр тяжести, тем большая опасность опрокидывания.

Происшествия на поворотах дорог происходят иногда потому, что водитель, хотя и движется со скоростью допустимой для прохождения поворота без заноса, поздно замечает поворот и для того, чтобы вписаться в него резко поворачивает рулевое колеса. Поперечная инерционная сила, возникающая при этом, может достичь значений, превышающих величину центробежной силы.

Приближаясь к повороту надо твердо помнить, лучше снизить скорость до въезда на поворот, чем тормозить при прохождении его. На повороте не следует выключать или переключать передачи. Если поворот крутой и в конце его потребуется переключение передач, то лучше это сделать в начале поворота. Торможение и выключение сцепления на повороте может привести к заносу.

Участки подъездов и спусков на автомобильных дорогах характеризуются значительным количеством ДТП. Причем основной причиной ДТП на таких участках чаще всего являлась чрезмерная скорость, развиваемая водителями на затяжных спусках. Характерно, что число происшествий под уклон в 1,5-3 раза больше, чем при движении на подъем. Большая опасность движения на спуск, чем на подъем, связана с увеличением длины тормозного пути на спусках при необходимости экстренного торможения, а также со случаями отказа тормозов.

В местах с ограниченной видимостью (из-за зеленых насаждений, малых радиусов закруглений, переломов продольного профиля, строений и т.д.) скорость необходимо снижать, чтобы можно было остановить автомобиль в пределе видимости. В этом случае водителю может помочь следующий упрощенный способ выбора скорости движения: на один метр видимого расстояния принимается не более одного километра скорости движения. Например, если дорога просматривается на расстояние не более 30 метров, скорость движения не должна превышать 30 километров в час.

При выборе скорости движения необходимо учитывать характер груза и его расположение на транспортном средстве. Чем выше размещается центр тяжести груза и меньше радиус закругления, тем опаснее движение на повороте и, следовательно, тем ниже должна быть скорость.

Ветровая нагрузка также влияет на выбор скорости. На скользком и обледенелом покрытии при больших скоростях движения такая сила способна сдвинуть автомобиль. Может начаться занос.

Особую опасность при сильном боковом ветре представляет момент выезда из леса или другого закрытого пространства на открытое место. Ветровая нагрузка приводит к внезапному «уводу» автомобиля. При скорости 90 километров в час и выше автомобиль может переместиться в поперечном направлении до метра. Вследствие этого он может столкнуться со встречным транспортным средством или выехать за пределы проезжей части. Поэтому, подъезжая к такому участку, необходимо значительно снизить скорость движения и, сопротивляясь уводу автомобиля, крепко удерживать рулевое колесо двумя руками.

Немалые затруднения для водителя представляет выбор скорости движения в тумане. Большинство ДТП в условиях тумана составляют столкновения с движущимся впереди транспортным средством. При этом водители, выбирая безопасную дистанцию, не учитывали, что человеческому глазу все предметы в тумане представляются, примерно, в два раза удаленными, чем в действительности. Скорость движения в тумане во всех случаях должна быть ниже скорости движения при ясной погоде. При выборе ее надо исходить из возможности остановки автомобиля в пределах видимости. Обгон в густом тумане недопустим. В этих условиях надо избегать внезапных торможений. При необходимости остановиться, скорость надо снижать плавно. При этом целесообразно несколько раз нажать на педаль тормоза и тем самым подать сигнал для предупреждения водителей автомобилей, двигающихся сзади.

При движении в густой снегопад, метель, в пыльную бурю или сильный ливень надо применять аналогичные меры предосторожности.

Движение на высоких скоростях требует от водителя умения особенно точно оценивать пространственное положение автомобиля и степень безопасного приближения к параллельно движущимся попутным или встречным транспортным средствам. Известно, что автомобиль при движении по дороге постоянно отклоняется в сторону от намеченной траектории движения из-за неровностей проезжей части, наличия люфтов в передней подвеске и рулевом механизме, боковой эластичности шин.

Надо знать, что чем выше скорость движения, тем больше это отклонение. Так, при скорости 50-60 километров в час величина отклонения от прямолинейной траектории может достигать 20 сантиметров, а при скорости 100-120 километров в час – 40 сантиметров. При обгонах или опережениях транспортных средств на высокой скорости, особенно в условиях интенсивного движения, необходимо учитывать эти отклонения при выборе безопасного интервала.

При движении иногда встречаются участки, где проводится поверхностная обработка проезжей части (с целью увеличения шероховатости), и на проезжей части имеются щебень и мелкие камни. Обычно на таких участках дорог скорость движения ограничена соответствующими дорожными знаками. Однако даже, если таких ограничений нет, необходимо значительно снизить скорость (до 20-30 километров в час), увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля и, по возможности, интервал. Водитель, не сделавший этого, рискует разбить лобовое стекло камнем, который может вылететь из-под колес движущегося впереди или встречного автомобиля.

Выбирая скоростные режимы движения, водитель должен неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения, не превышать скорость движения, установленную соответствующими дорожными знаками, а также максимальную скорость движения, определенную технической характеристикой транспортного средства. Двигаться с большой скоростью можно лишь при полной надежности автомобиля, соответствующих дорожных условиях и хорошем физическом состоянии.

Следует знать, что за превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения от 10 до 20 километров в час предусмотрено предупреждение или штраф в размере до 1 базовой величины, а за превышение водителями установленной скорости движения от 20 до 30 километров в час – штраф в размере от 1 до 2 базовых величин.

Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения более чем на 30 километров в час влечет штраф в размере от 2 до 10 базовых величин. Превышение установленной скорости движения на величину от 20 километров в час и более, совершенное водителем повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие нарушения, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин или лишение права управления транспортным средством сроком до 1 года.

Рекомендации по использованию ремней безопасности и детских удерживающих устройств

В соответствии с требованиями Правил дорожного движения водитель должен быть пристегнутым и не перевозить пассажиров с непристегнутыми ремнями безопасности в механическом транспортном средстве, оборудованным такими ремнями, а при движении на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема. Это требование касается не только водителя и пассажира на переднем сиденье, но и пассажиров перевозимых на заднем сиденье автомобиля.

Допускается не пристегиваться ремнями безопасности только для:

лица, обучающего управлению механическим транспортным средством, когда транспортным средством управляет обучаемый управлению;

пассажира транспортного средства оперативного назначения, водителя автомобиля-такси – при движении в населенном пункте;

пассажира с медицинскими противопоказаниями, перечень которых определяется Министерством здравоохранения.

В настоящее время практически все автомобили оснащены ремнями безопасности – эффективным средством защиты водителя и пассажиров. Ремень безопасности при ДТП предохраняет их от удара о приборный щиток или от опасности быть выброшенным через дверцу или ветровое стекло.

Анализ происшествий подтвердил, что ремень безопасности тем более эффективен, чем ниже скорость столкновения. Если скорость столкновения ниже 50 километров в час, то жизнь водителя практически гарантирована, если он правильно пристегнут ремнем безопасности. Без ремней безопасности люди могут погибнуть или получить тяжелые травмы в момент столкновений, когда скорость движения транспортных средств не превышает 20 километров в час.

Автомобили могут комплектоваться двумя типами ремней – с инерционными катушками и без них. В первом случае ремни не нуждаются в регулировке длины, а во втором случае регулировка необходима. Длина ремня должна быть такой, чтобы между грудью и диагональной лямкой оставался зазор не более 2-3 сантиметра, иными словами кисть руки должна туго входить под него на уровне груди. Изменение длины ремня осуществляется с помощью регулятора. Ремень подлежит обязательной замене новым, если он подвергся критической нагрузке в ДТП или имеет потертости, разрывы и другие повреждения. Осуществляя перевозку пассажиров, водители легковых автомобилей и мотоциклов должны помнить, что нельзя перевозить детей до 12 лет на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства (сиденья), а также на заднее сиденье мотоцикла. Нельзя также перевозить детей на коленях у водителя и у пассажира на переднем сиденье легкового автомобиля. В то же время совершеннолетний пассажир на заднем сиденье легкового автомобиля может держать на коленях одного несовершеннолетнего в возрасте до двенадцати лет при условии, что названный пассажир пристегнут ремнем безопасности.

Следует отметить, что настоящее время в республике на автомобилях практически не используются специальные удерживающие устройства для обеспечения безопасности детей при их перевозке (детское автомобильное сиденье, люлька, специальные ремни безопасности и т.п.). Как показывают исследования, использование этих устройств может уменьшить на 70-90 процентов риск получения ребенком травм или смертельного исхода в случае ДТП. Так, во время лобового столкновения транспортных средств, при скорости 50 километров в час масса ребенка весом 25 килограмм, движущегося вперед под действием кинетической энергии, достигает одной тонны, что равносильно падению его с четвертого этажа.

Дети в возрасте до 9 месяцев должны перевозиться в транспортном средстве в специальной люльке, зафиксированной на заднем сиденье с помощью ремней безопасности, и имеющую защитную сетку. Детей в возрасте от 9 месяцев до 3 лет необходимо перевозить с использованием специального кресла, снабженного соответствующими ремнями, и, устанавливаемого на заднем сиденье. Дети в возрасте с 3 до 12 лет должны перевозиться в транспортном средстве с использованием специального детского сиденья на переднем сиденье или пристегнутые ремнями безопасности на заднем сиденье легкового автомобиля.

Кроме использования специальных удерживающих устройств для обеспечения безопасности детей-пассажиров, необходимо соблюдать следующие правила: закрывать дверь автомобиля на предохранительную защелку; не оставлять тяжелых и острых предметов на задней полке автомобиля, так как в момент столкновения или резкого торможения они могут травмировать ребенка; иметь с собой какие-нибудь игры или лакомства для того, чтобы дети легче переносили поездку в автомобиле. Водителям следует помнить, что нарушение правил перевозки людей влечет административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 5 базовых величин. За нарушение правил пользования мотошлемами или ремнями безопасности предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере до 1 базовой величины.

Водительская этика

Главная заповедь водительской этики, помогать друг другу, уступать дорогу, если просят, предупреждать об опасности, помогать в устранении неисправностей. В водительской практике важны такие этические нормы как, ответственность, дисциплинированность, соблюдение требований Правил дорожного движения, уважение к другим участникам дорожного движения.

Практика позволила выработать основные нормы и правила этики поведения водителя: относитесь к другим водителям так, как хотите, чтобы относились к Вам; действуйте понятно для других водителей и пешеходов, это может избежать многих критических ситуаций;

  • терпеливо и снисходительно относитесь к ошибкам других;
  • не возмущайтесь каждой мелочью – медлительным пешеходом, запрещающим сигналом светофора, медленно движущимся транспортным средством; относитесь к этим явлениям спокойно, как к неизбежным;
  • проявляйте выдержку к проявлениям недисциплинированности и агрессии, не отвечайте тем же;
  • не допускайте возникновения отрицательных эмоций при необходимости уступить дорогу другому участнику дорожного движения;
  • не осложняйте жизнь соседям и знакомым своим автомобилем;
  • соблюдайте экологические нормы и требования, не засоряйте землю отработанным маслом, изношенными деталями и мусором – для них есть специально отведенные места;
  • оказывайте помощь в дороге другим водителям, при необходимости помогут и Вам;
  • всегда уступайте дорогу пешеходам в местах, где они имеют преимущественное право на движение, жестом приглашайте их идти, если они не решаются;
  • остановившись у светофора в темное время суток, не держите ногу на педали тормоза, яркий свет стоп-сигналов может ослепить водителей автомобилей, стоящих сзади;
  • не забывайте благодарить жестом руки водителей, уступивших дорогу по вашей просьбе или предупредивших Вас об опасности;
  • уступайте дорогу по просьбе других участников дорожного движения, предупреждайте их об опасности;
  • не забывайте, что безопасное движение требует сотрудничества между водителями, а не соревнования;
  • не настаивайте на своей правоте, а просто уступайте дорогу.
  • Вежливый водитель тратит меньше нервной энергии, автомобиль он водит более безопасно, потому что выдержан и уверен в себе.

По материалам сайта Управления ГАИ УВД Могилевского областного исполнительного комитета