Советы учителя -дефектолога

Рекомендации учителя - дефектолога

Рекомендации учителя - дефектолога

 

      Дислалия - нарушение звукопроизношения.

 

     Причины возникновения:

- дефекты строения артикуляционного аппарата (возникающие во внутриутробном развитии при воздействии неблагоприятных факторов: перенесенные матерью заболевания, курение, злоупотребление алкоголем, стрессы и влияние внешних неблагоприятных факторов, а также при влиянии неблагоприятных факторов во время раннего речевого развития ребенка: длительное сосание соски или пальцев, что приводит к искривлению зубов и т.д.);

- нарушение подвижности органов артикуляции (языка, губ, челюсти);

- подражание неправильной речи окружающих;

- педагогическая запущенность ребенка (когда родители уделяют мало внимания воспитанию, не следят за речью ребенка).

- нарушение фонематического слуха (трудности в восприятии, различении некоторых звуков на слух).

 

     Все навыки, в том числе и навык речи, приобретаются ребенком в семье, на примере речи родных людей. Невмешательство в процесс формирования детской речи всегда ведет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Важно, чтобы ребенок слышал с раннего возраста правильную, отчетливую речь взрослых. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, не торопясь, не «съедая» окончания слов, не «сюсюкая». Важно также уделять большое внимание развитию артикуляционной моторики: выполнять упражнения по развитию и укреплению мышц языка, губ, развитию правильного выдоха.

     Для исправления уже имеющихся нарушений звукопроизношения вам предлагается комплекс упражнений, который рекомендуется проводить не менее 3 раз в неделю, а также практиковать ежедневное повторение наиболее значимых упражнений, которые отмечены знаком *.

 

Артикуляционная (речевая) гимнастика

 

     Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости. Упражнения выполняются перед зеркалом.

      Можно проводить упражнения в игровой форме, придумывая сказку о веселом мальчике – язычке, который выполняет разные упражнения.

 

Сказка о Весёлом Язычке

 

     Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

     Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (вот так: рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «иголочкой»). Спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молоко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

 

 

Статические упражнения для языка

 

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА*». Рот широко открыт. Передний и боковой  края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«ГОРКА», «КИСКА  СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК*». Рот открыт. Язык присосать к небу.

«ЗВОНОК». Рот открыт, кончик языка с силой упирается за верхние зубы.

 

 

 

Динамические упражнения для языка

 

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК*». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

«ШВЕЙНАЯ МАШИНКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ*». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ЛОПАТОЧКА, ИГОЛОЧКА». Чередовать упражнения.

«ФУТБОЛ*». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ  ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

«ЛОШАДКА*». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ПРУЖИНКА*». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Напряженным кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Можно добавить звук в горле, похожий на /Л/.

«ВКУСНОЕ  ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«КРАСИМ ДВЕРИ*». Рот открыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«БОЛТУШКА*». Рот открыть, широким языком болтать сверху вниз в полости рта, за верхними зубами, при этом выдыхая на кончик языка.

«АВТОМАТ*». В быстром темпе произносить на выдохе т-т-т…

«ПУЛЕМЕТ*». В быстром темпе произносить на выдохе д-д-д…

«ЖУК*». Длительно на выдохе произносить ж-ж-ж…

«МОТОРЧИК*». В быстром темпе произносить т-т-т… или д-д-д… двигая ватной палочкой под языком из стороны в сторону.

 

Упражнения для губ

 

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбку.

«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«БУБЛИК», «РУПОР*». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

     Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК» - «ТРУБОЧКА»; «УЛЫБКА» - «ХОБОТОК».

Упражнения для развития силы выдоха и целенаправленной воздушной струи

 

«ШАРИК*». Надуть одновременно обе щеки, задержать воздух, затем выдохнуть медленно через рот.

«СВЕЧА*». Задувание горящего пламени свечи сначала с более близкого расстояния, затем отнеся подальше.

«ЛИСТОПАД». Вырезать из бумаги листик и подвесить на нитке на расстоянии 20-30см от рта, подуть на листик.

«КОРАБЛИК». В таз с водой опустить бумажный кораблик (можно заменить любым плавающим предметом) и подуть на него.

«ПАРОВОЗИК*». Вдохнуть, выдох через рот, щеки напряжены и не надуваются: ты-ы-ы…

«ВЕТЕРОК*». Положить язык на нижнюю губу и подуть на кончик языка.

«МОТОРЧИК*». Повторять т-т-т… или д-д-д… выдыхая на кончик языка, который приближается к зубам.

 

     Упражнения на дыхание выполняются в спокойном темпе до 6 раз, чередуя с упражнениями для языка, губ. Не более 3 за один день.

 

     Постановка правильного звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании.

Артикуляция звука /Р/

 

- губы приоткрыты,

- зубы разомкнуты на расстояние одного пальца,

- язык принимает форму «чашечки», кончик поднят вверх, соприкасается с           

  альвеолами (бугорки за верхними передними зубами) и вибрирует,

- струя воздуха сильная, направлена на кончик языка.

 

 

    

 

 

 

 

свернуть

Как улучшить почерк ребенка

У Вашего ребенка плохой почерк? Вы занимаетесь с ним каждый вечер, а он все равно пишет, «как курица лапой»? Эту проблему легко решить и мы Вам в этом поможем!

     Проблемы с почерком могут самого умного ребенка сделать двоечником в школе. Учителя объясняют, что в младшей школе они должны снижать оценки за почерк, это предусмотрено критериями оценивания, разработанные Министерством Образования.

                                                              Что делать?

Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.

Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с бОльшим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А так же понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.

Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает. На что конкретно надо обратить внимание?

  1. Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
  2. Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е. несоответствие нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы. т.е. несоответствие нормам оформления работ.

Что же именно мешает Вашему ребенку красиво и быстро писать? И как эти причины устранить.

Первая и, наверное, самая распространенная причина некрасивого почерка:

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног; неправильные ручки.

     Обратите внимание на ошибки в тетради, которые совершает ваш ребенок. Если у букв неправильный наклон, элементы буквы не параллельны, буквы или слова написаны с разным наклоном, наклон в разные стороны — обычно про такой почерк говорят, как курица лапой. Вот такой почерк формируется у детей, когда они неправильно сидят и неправильно располагают тетрадь или ручку держат неправильно, под неестественным углом.

     Правильная поза, положение ручки позволяют сформировать правильную технику письма, а значит, сделать письмо удобным, четким и быстрым. Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно, если знать несколько секретов, а так же если родители будут выполнять систематически все мои рекомендации.

     Итак, правильная поза для письма. Сидеть нужно прямо – туловище, голова, плечи зафиксированы в ровном положении, опираться спиной на спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке. Нельзя опираться грудью на стол, опираемся о край стола ручками, при этом локти выступают за край стола.

     Часто дети сидят так, как удобно, а не так, как надо, или как сидит сосед Вася, а не как рассказывали дома мама и папа. Он элементарно забывает, что ему говорили. Так как же приучить его сидеть правильно?

     Стоит потратить время и доходчиво объяснить ребенку, что его тело быстро привыкнет к правильному положению за партой, а уже через 3 недели станет привычным. Предлагаю родителям маленькую хитрость. Сели прямо, ноги вместе, под наклон возьмём тетрадь. Левая рука на месте //опираемся о край стола //, Правая рука на месте // опираемся о край стола //. Можно начинать писать!

     И тогда правила, как сидеть, превращаются в небольшую игру. Этот стишок поможет ребенку запомнить правильное положение при письме и он, вспоминая его в школе, будет сидеть правильно.

     А если парта неправильная? Слишком высокая или неудобная?

Неправильной парты в школе не может быть, поскольку существует единый стандарт для начальной школы: парта должна подходить по росту ребенка – столешница по высоте должна находиться на уровне чуть ниже солнечного сплетения, столешница немного под наклоном, конструкция устойчивая и прочная. Так как дети разного роста, кому-то парта высокая, кому-то низкая – , то учитель выбирает ребенку парту , соответствующую ростовке. Если у родителей возникают сомнения по поводу качества парты, у них всегда есть возможность прийти на урок и проверить и потребовать пересадить ребенка за парту, подходящую по росту.

     Вторая проблема: возникает из-за неправильного положения тетради на парте. От этого часто зависит и четкость почерка. Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15° , что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Итак, делаем фиксированный уголок под углом 15°.

Схема одинаковая для правокуких и леворуких детей,если ребенок «левша»- тетрадь надо располагать зеркально. То есть, если у правши тетрадь под наклоном вправо, то у левши – влево. 

     Выбирайте полиэтиленовые обложки — которые должны обязательно быть на тетради. Это не только для того, чтобы сохранить внешний вид, но и для того, чтобы тетрадь при письме не скользила по парте. Вот помните старые еще советские обложки? Они имели свойство прилипать к столешнице. Так что не гонитесь за новомодными жесткими обложками для тетрадок – они скользят. Выбирайте классические прозрачные полиэтиленовые – они так же помогут вашему ребенку легче освоить эту нелегкую науку – каллиграфию.

     Как это исправить неправильное положение ручки?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, но при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. И прежде всего надо выбрать правильную ручку. Именно из-за неправильной ручки ребенок будет неправильно ее держать.

     Какой именно должна быть ручка для школьника?

Стоит уделять внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки нам не подходят. Не годятся для письма детей разные подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”. Ребристые ручки, с гранями не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, чтобы удерживать ручку, затрудняют процесс формирования навыка письма, паста в стержне должна быть немаркой и писать при легком соприкосновении с бумагой.

     Ручка должна быть круглая. Там где ребенок держит ручку, должна быть резинка с пупырышками. Резинка не дает ручке скользить. Пупырышки стимулируют нервные окончания пальцев, а эти нервные окончания связаны с отделом мозга, который отвечает за развитие речи и моторики. Так вот таким образом письмо будет стимулировать мозг и у ребенка будет быстрее формировать навык правильный. Ручка должна писать мягко, чтобы ребенку не приходилось на нее сильно давить. Но при этом не должна писать слишком толсто – такая ручка будет пачкать в тетради. Поэтому выбирайте ручку вместе с ребенком, чтобы он мог испытать ее на себе, расписать, ощущать, удобна ли она.

А если ребенок уже привык держать ее неправильно?

Тогда есть один секрет. Купите ребенку перо и чернила.

Да,да, не удивляйтесь, это для домашних тренировок. Писать пером довольно сложно, тем более ребенку. Но если подойти к этому играючи, ваше чадо будет в восторге. Игра называется «Почувствуй себя Гарри Поттером» — если помните, в этой сказке ученики школы волшебства писали как раз перьями.

Преимущество пера в том, что перьевая ручка пишет только при определенном наклоне и нажиме, иначе ручка либо вообще не будет писать, либо будет оставлять кляксы. Поэтому письмо или даже рисование перьевой ручкой позволяет выработать правильное положение руки ребенка при письме. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать именно с помощью перьевой ручки.

     Третья проблема — «дрожащие» буквы, искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые линии.

Итак, посмотрите, как пишет ваш ребенок. Если вы видите искажение закругленных элементов, некрасивое написание букв, имеющих изогнутые линии. Линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная. Нарушение пропорций букв – буквы разной величины, «вылезают» за строчку или наоборот слишком мелкие. Такой тип ошибок связан с моторикой.

    Причина №3 Плохо развита мелкая моторика.

Мелкая моторика – это подвижность кистей, пальчиков.

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Все дети испытывают определенные трудности при письме именно из-за того, что мелкая моторика недостаточно развита. Над этим надо работать. Это вполне нормально. Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движений рук, снять мышечную утомляемость, необходимо делать упражнения для рук, пальцев и это поможет формированию красивого почерка. Обычно в школе перед уроком письма учителя делают вместе с учениками пальчиковую гимнастику, которая предусмотрена методикой обучения для младших классов . Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Поэтому если в тетрадке вашего ребенка такие ошибки, о которых мы сейчас говорим – больше занимайтесь с ребенком играми на развитие моторики.

   Хороши для моторики такие упражнения как : застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, переборка круп (например, гороха, гречки и риса), лепка из пластилина буквы, а так же театр теней.

     Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.

Итак, тренируйте мышцы рук и пальцев! —

Что нужно для такой игры в театр теней?

Лишь настольная лампа и фантазия. Поставьте настольную лампу так, чтобы свет от нее падал на стену. Расположитесь на расстоянии 3 – 4 метров от стены. Это нужно для того, чтобы получились тени нужной величины. Чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, придумайте какой-то игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок, собачка гавкает на бабочку и т.д.

«Бабочка» — Взмах крыльев лёгкими, но резкими движениями в запястьях, с прямыми пальчиками — это полёт. Когда он закончен, бабочка садится и складывает крылья. Возможна импровизация на тему «рождение бабочки из кокона» — сформированный «кокон» из двух ладоней превращается в «бабочку».

 

Лебедь или гусь                  Собачка

Вы не поверите, но самые последние исследования, проведенные специалистами показали, что в начале обучения 

первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта! Вы только представьте, как тяжело вашему крохе освоить эту нелегкую науку — каллиграфию!

      Следующий тип ошибок которые совершают дети при письме: не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке. Пишет буквы слишком размашисто или слишком узко. Буквы «пляшут «над строкой, ученик не соблюдает границ поля тетради. Бывает еще такое – ребенок при письме путает оптически схожие буквы, например, х-ж, б-д, п- т, может так же быть зеркальное написание букв. Если Вы видите такой хаос в тетради у своего ребенка – это значит, что причина его плохого почерка…

        Причина № 4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия. Обычно эта проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Но это не значит, что не стоит обращать на нее внимание. Очень часто родители совершаю ошибку – видят, что ребенок путает буквы или, что они «зависли в воздухе», и заставляют его переписывать одно и тоже по сто раз! Дело в том, что плохой почерк такого ребенка лишь побочный эффект недостаточного уровня развития пространственного восприятия. И переписыванием по сто раз – тут не поможет.

Предлагаю покривляться. Знаете, как дети любят перекривлять взрослых? Обычно им это запрещают, но нам это пойдет только на пользу. Игра называется «Кривое зеркало»— то, что я делаю левой рукой, ты повторяй правой рукой.

Или игра «Капризный фотограф». Для этого Вам понадобится фотоаппарат и все любимые игрушки вашего ребенка. Ребенок высаживает свои игрушки в ряд для фотографии, а Вы же исполняете роль капризного фотографа и постоянно меняете местоположение зверюшек. Мишку пересадить в левую сторону от лисички, зайчика в правую сторону от слоника и так далее. Это очень весело, получается, вы вроде бы играете, но в тоже время развиваете с ребенком пространственное восприятие.

    Помогают в тренировке пространственного восприятия и ориентирования проведение графических диктантов: когда по заданному алгоритму, дети проводят по клеточкам линии, в итоге, если все сделано правильно, получается забавный рисунок.

     Есть еще интересная игра «Найди сокровище». Игровое действие здесь также очень подвижное и активное - поиск спрятанной игрушки (вещи). Педагог или родитель дает указания в ходе действия: «Дойди до стола… Повернись направо… Дойди до окна… Повернись налево…» и т. д. Каждое указание делается тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем название предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.

Но, конечно, в этом деле важна – регулярность.

Еще один очень важный совет. Письмо – это сложная наука для всех детей. Если хотите, чтобы эта наука давалась ему легко – не перегружайте ребенка. Планируйте занятия так, чтобы письмо само занимало не более 15 минут. Затем перерыв 10 – 15 минут. Во время этого перерыва можете играть в игры, которые здесь были прописаны. Если ребенку надо много написать – значит и разбейте этот текст на вот такие этапы, у ребенка не будет уставать рука и занятия не будут вызывать раздражение.

И еще я использую в своей работе «ЗЕБРОЧКУ» — разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными друг от друга с одинаковым интервалом), который дети подкладывают под страничку тетрадки и по линиям зебры выводят буквы, это поможет им соблюдать одинаковый размер букв и одинаковый наклон, что придаст работе невероятную аккуратность и улучшит каллиграфию.

Удачи вам!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение ориентироваться в окружающем пространстве, на листе бумаги и в положении собственного тела, в определении правых и левых частей влияет на становление письма, на дальнейшее правильное написание букв, различение сходных по начертанию букв, их правильное прочтение.

 

Ориентировка на собственном теле,

дифференциация правых и левых частей.

  1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться, назвать ее или повторить название за взрослым.
  2. 2. Поднять правую руку вверх и назвать ее.
  3. Поднять левую руку и назвать ее.
  4. Поднять то правую, то левую руку, поочередно их называя.
  5. Взять карандаш, книгу и т.д. правой рукой (или левой рукой).
  6. Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу. Показать правой рукой левый глаз, левое ухо, правую ногу.
  7. Показать правую руку у человека, сидящего напротив, показать левую руку у человека, стоящего рядом и т.д.
  8. Показать на картинке (например: медвежонка) правую лапу, левый глаз и т.д.
  9. Попрыгать на левой ноге, правой ноге.
  10. Выполнение упражнений по инструкции: подними левую руку, согни в локте правую руку, левая рука в сторону, а правая вверх…

 

Ориентировка в окружающем пространстве

  1. Покажи предмет, который находится справа от тебя.
  2. Назови предметы, которые находятся слева от тебя.
  3. Положи книгу справа от себя, а ручку слева.
  4. Где находится шкаф? (например, справа)...
  5. Положить правой рукой книгу справа от себя, а карандаш – левой рукой слева. Где находится карандаш по отношению к книге? (слева). Положить тетрадь слева от книги (рядом). Где находится тетрадь по отношению к карандашу? (справа) и т.д.
  6. 6. Назвать среди стоящих перед ребенком трех предметов (например: мяч, пирамидка, машинка) где по отношению к пирамидке стоит машина и т.д.
  7. Назвать, что на листе бумаги или на картине изображено справа, слева.
  8. Написать букву или нарисовать фигуру слева (справа) от вертикальной линии.
  9. Графические диктанты: нарисовать точку, ниже точки крестик, справа от точки круг…
  10. Рисование по клеточкам: 1- вправо, 2 – вверх, 1 – влево, 1- вниз, 2 – влево и т.д.
  11. Показать среди пары (например, ботинок или рукавиц) правую, левую.
  12. Показать самый большой (маленький) предмет из предложенных.
  13. Показать правую (левую) половинку разрезанной на 2 части картинки.
  14. Распределить предложенные предметы (игрушки или предметные картинки) по росту (от большого к маленькому).
  15. Назвать, какой предмет короче, длиннее (из ряда нарисованных либо натуральных предметов).
  16. Показать, кто выше, кто ниже.
  17. Определить на цветной полоске, какая по цвету правая часть полосы и т.д.
  18. Выбрать фигуру или знак среди 2-х зеркально изображенных.
  19. Упражнение "Передвигай фигуру, не дотрагиваясь". Перед ребенком находится большой квадрат, разделенный на де­вять клеточек. Нужно смотреть на фигурку (треугольник, птичка), расположенную в центральной клеточке и мыслен­но ее передвигать в соответствии с указаниями (например, " Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где должна находиться фигурка сейчас?").

 

 

Упражнения, направленные на формирование зрительного восприятия и узнавания

    

  1. Назвать контурные изображения предметов.
  2. Назвать недорисованные контурные изображения предметов.
  3. Назвать перечеркнутые контурные изображения.
  4. Определить, что неправильно нарисовал художник.
  5. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
  6. Распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине).
  7. Подбор картинок к определенному цветовому фону.
  8. Игра «геометрическое лото». Соотнести предметы с геометрическими фигурами по форме.
  9. Игра «Найди такой же». Срисовывание изображений, состоящих из разных фигур.
  10. 10. Найти заданную фигуру среди двух «зеркальных» изображений.
  11. Составление «разрезных картинок».
  12. Упражнение "Склеенное" слово, «Склеенные» предложения.

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬСАДЫ

       

БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛОМНОГОСНЕГА

  1. Упражнение "Найди слова " среди букв.

 ЧЕВГАЗЕТАВРОАТМНИВШКТДОМР

(газета, дом)

свернуть

Как помочь ребенку стать внимательным?

Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.

Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66% .

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

 

Примеры игр и игровых упражнений

  1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
  2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
  7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
  10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
  11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
    • Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
    • По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
  13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

Л. П. Прохватилова, преподаватель гимназии (г. Печоры),  победитель областного конкурса «Учитель года»

 

свернуть

Если у вашего ребенка нарушения письма

Когда рука не владыка

 

Начало школьной жизни для некоторых детей превращается в настоящую "борьбу" с родной речью. Хорошо справляясь с предметами математического цикла, ученик оказывается не в ладах с русским языком. Стойкое нарушение чтения психоневрологи называют дислексией, письма - дисграфией. Иногда у одного и того же ребенка наблюдаются оба вида расстройства, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Наша справка

Ранее считалось, что основной причиной при дисграфии является социальная и педагогическая запущенность. Теперь специалисты склонны видеть причину в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции), так как у таких детей обнаруживаются клинические симптомы и элекроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга.

Не надо бояться диагноза "ММД", на то они и "минимальные" нарушения, что, в общем, не мешают нормальному развитию ребенка. Но если вашему ребенку поставили такой диагноз, обратитесь дополнительно к психиатру. Справиться с этой проблемой не всегда в силах психолога или логопеда, иногда требуется лекарственная терапия, она поможет активизировать работу коры головного мозга.

Проблемы нарушения письма и речи у школьников

Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек, при этом ею страдают около 5-6% школьников. Согласно наблюдениям ученых, существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как он наблюдается сразу у нескольких членов отдельных семей. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах такие ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, причем в написании этих слов они допускают грубые ошибки. В результате у них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. (Примечательно, что взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить текст для поздравительной открытки или короткое письмо. Даже работу они стараются найти такую, где не надо ничего писать.) У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или крючок в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно. К тому же если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, позволяющий понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого, то ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде буквы, выделенной из быстрого потока речи. Обучение такого ребенка (с дефектным речевым слухом) грамоте - очень сложная педагогическая проблема. А учить надо, поскольку искажение одного-двух знаков меняет смысл слова. К примеру, сравните слова: "дочка - точка", "угол - уголь" или же "чашка - Сашка".

Наряду с речевым слухом человек должен обладать особым зрением на буквы, чтобы запомнить и воспроизвести их очертания. Получается, что для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На деле дисграфиками и дислексиками становятся практически все дети, которые пришли в школу, не зная алфавита. Как не вспомнить доказанное еще в начале века предположение о том, что при обучении навык чтения должен предшествовать навыку письма. Таким образом, если не заняться вплотную сначала чтением, отложив на время письмо, дети неизбежно попадают во вспомогательные школы, где на коррекцию дислексии могут уйти годы, а дисграфия так и останется. Сегодня же большинству детей приходится в укороченные сроки (за 2-4 месяца) параллельно осваивать и чтение и письмо. При этом нарушается (!) формирование и того и другого навыка, а результат - необходимость борьбы и с дислексией, и с дисграфией.

Можно ли эффективно помочь детям с нарушениями чтения и письма?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть школьной грамотой, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы. Суть таких уроков - тренировка речевого слуха и букварного зрения. Особо важной является объективная комплексная диагностика, предшествующая практической помощи ребенку. Ведь неправильно выбранные коррекционные программы и методы работы не просто не дают положительного результата, но усугубляют ситуацию, приводят к задержке и нарушению развития.

Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся. Здесь нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда. Именно он может дать верную оценку процессу развития речи у младшего школьника, установить насущные проблемы и приступить к их разрешению. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно в своей работе логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов.

Признаки, которые должны вас насторожить

Ошибки, возникающие при нарушении программирования и контроля функции письма.

  • Инертное повторение слов при письме: "Мишиши...на" - вместо "Мишина машина".
  • Предвосхищение букв: "покловок" - вместо "поплавок".
  • Слипание слов: "На елижит" - вместо "На ели лежит".

Признаки и ошибки детей с ослабленным тонусом коры головного мозга.

  • Быстрое утомление по сравнению с детьми того же возраста, и в результате - появление ошибок, аналогичных описанным в 1-м пункте.

Ошибки, возникающие при нарушении ориентировки в пространстве:

  • Трудности в удержании строки.
  • Буквы неустойчивой формы и разного размера.
  • Замена одних букв другими, близкими по написанию: "Нлассная работа" - вместо "Классная работа"
  • Устойчивая зеркальность букв: "чпражнение" - вместо "упражнение"
  • Даже частое повторение не приводит к исчезновению ошибок в хорошо знакомых словах, например: "Классная работа"
  • Нарушение порядка букв: "Део дк" - вместо " Декабрь"
  • Преобладание ошибок, связанных с гласными буквами, даже ударными.

 

 

свернуть

Заикание

     Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

     При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

Предрасполагающие факторы ("почва"):

Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.

Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.

Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды.

Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Неблагоприятные условия:

Физическая ослабленность детей.

Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы.

Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов, имеющее физиологический характер.

Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.

Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.

Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

В группе неблагоприятных причин выделяются:

Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями

а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга);

б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).

 

Психические и социальные причины:

а) кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх);

б) длительнодействующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях;

в) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;

г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);

д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося),

е) переучивание леворукости.

 

Методы преодоления заикания

     Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения.

Правила и упражнения в плавной речи

     Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гуцманом и Г. Гуцманом в 1924 году. Но их применение актуально и в наши дни, широко применяется на практике и дает результаты.

  1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.
  2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.
  3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.
  4. При разговоре стой или сиди прямо.
  5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.
  6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.
  7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.
  8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.
  9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.
  10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.
  11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.
  12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

 

Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:

  1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.
  2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
  3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
  4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
  5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.
  6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
  7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
  8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.
  9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
  10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.
  11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
  12. Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины.
  13. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.
  14. Уделять пристальное внимание питанию ребёнка — сделать его разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным. Заикающимся рекомендуется четырехразовое питание с постоянным временем приема пищи.
  15. Исключительно благоприятное воздействие оказывают закаливающие процедуры — обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.

 

Педагогам необходимо помнить следующее.

  1. В случае поступления заикающегося ребенка, проявить максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.
  2. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
  3. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
  4. Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово, фразу (совместное плавное проговаривание) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
  5. На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
  6. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
  7. Рисование благотворно влияет на психику малыша. Творчески подходя к этому занятию, рисовать можно где угодно и чем угодно: мелом на асфальте, пальцем на запотевшем стекле, ладонью гуашевой краской и акварелью.
  8. Полезна для заикающегося ребенка и лепка из пластилина, глины и любой тягучей массы, сохраняющей форму.
  9. Многие заикающиеся дети разговаривают без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми, или надев маски. Целесообразно придумывать различные спектакли, в которых ребенок играет роль самостоятельного, большого, храброго человека. При этом можно использовать маски различных животных и сказочных персонажей. Такие мини-спектакли психологи используют в технике игровой терапии, где снимают нервное напряжение у ребенка, его страхи, разрешают его внутриличностные конфликты.
  10. Специалисты категорически против того, чтобы у заикающегося ребенка проверяли умение читать на скорость.
  11. Заикание также усиливается, если устное общение проходит в условиях, отличных от привычных для детей, когда изменяется форма опроса, когда учащемуся предлагается внезапный вопрос, к ответу на который он не успел подготовиться, когда в ходе урока имеет место длительное ожидание вызова к доске, а также при недостаточно корректном отношении учителя к заикающемуся.
  12. Не менее травмирует школьников и усиливает проявление заикания и неправильная организация их устных ответов, когда учитель сбивает заикающихся учащихся с взятого ими темпа речи, нарушает последовательность высказываний, торопя их без особой надобности.
  13. Ни в коей мере заикание не должно быть помехой для выполнения ребенком общественных нагрузок. Учитывая индивидуальные возможности ученика, обязательно следует давать ему посильные общественные поручения, привлекать к участию в самодеятельности.
  14. Этим ученикам необходимо помочь понять слова - термины, выражения, наиболее часто употребляемые на уроках русского языка и математики, предварительно разобрав значение каждого из них.
  15. На уроке учителю необходимо держать таких детей в сфере своего внимания и постоянно побуждать их к активной речевой деятельности.

Прежде всего учителю необходимо помнить, что опрашивать заикающихся учеников следует столько же, сколько и других детей, используя для этого различные формы опроса: это и задания с раздаточным материалом, и ответы с места, и развернутые высказывания детей у доски.

  1. Обычно речь детей свободна от заикания в ситуации анализа состава слова (фонетического, морфологического, грамматического). Поэтому заикающимся детям надо чаще предлагать эти задания (соответствующие проходимой грамматической теме ). Учащиеся либо по имеющемуся образцу, либо сопровождая речью запись слова, должны вычленить и назвать отдельные звуки, слоги, корень, приставку и т. д. Полезны и разбор предложений по членам и частям речи, определение грамматических признаков различных частей речи, записанных на доске, плакате, таблице, тетради и т. д.
  2. Чтобы предупредить трудности произношения составленных детьми предложений им следует давать следующую установку: «не торопись, с начала продумай до конца свою мысль, подготовь фразу и повтори ее несколько раз про себя».
  3. На уроках математики можно предлагать детям самые разнообразные задания, записывать на доске данные примеров, задач, проговаривая про себя каждую из диктуемых цифр по порядку и комментировать производимые письменные вычисления.Очень полезны для заикающихся различные виды устного счета, которые на первых порах коррекции проводятся, как правило, при наличии зрительной опоры ( примеры, написанные на доске, в тетради или учебнике, таблицы, схемы, диаграммы или конкретные предметы ), а затем без опоры.
  4. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

 

Помнить и не допускать следующие проявления:

  1. Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти "чужеродные" звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются "а", "э", "вот", "ну", "и".
  2. Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.

 

 

свернуть

Хорошо ли быть левшой?

Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная - правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым.

У подавляющего большинства людей (95%) ведущей является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии. Но ведь есть на свете и левши - люди, у которых ведущей, более активной оказывается левая рука. Как обстоит дело с ними? Хорошо или плохо быть левшой? Какое это имеет влияние на развитие речи?

Исследования, которые проводились в этом направлении, свидетельствуют о том, что тенденция пользоваться преимущественно правой или левой рукой отмечается только у людей. Животные примерно с одинаковой частотой пользуются обеими лапами.

Очень интересные данные о развитии праворукости у людей собраны археологами. Изучение орудий труда и оружия каменного века обнаружило среди них равное количество приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обихода и орудий более позднего, бронзового века уже оказываются приспособленными для правой руки. Многие ученые объясняют развитие праворукости нуждами военной деятельности людей - левой рукой они прикрывали с помощью щита сердце, а правой наносили удар.

В исследованиях, проводимых на детях первых месяцев жизни, не удается установить превалирования функций той или другой руки. Только приблизительно к восемнадцатимесячному возрасту одна рука становится более активной по сравнению с другой. В этом большую роль играет обучение - ребенка учат брать вещи правой рукой, махать при встрече и прощании правой рукой и т. д. Пользование левой рукой, наоборот, часто запрещается. Так малыш приучается к действиям главным образом правой рукой.

Выше говорилось о том, что преимущественное пользование правой или левой рукой обусловливает формирование речевых зон в правом или левом полушарии мозга. При этом у левшей все обстоит не так просто. Дело в том, что левши являются, по сути дела, амбидекстрами, т. е. людьми, имеющими две правые руки: ведь левшу все время заставляют что-то делать правой рукой, а он стремится все делать левой. Таким образом, у него тренируются обе руки, а это влечет за собой формирование речевых областей в обоих полушариях мозга. Однако в зависимости от того, какая рука работает все же больше, развитие речевых зон в противоположном полушарии будет на более высоком уровне, а в одноименном полушарии - несколько ниже.

Невропатологи говорят о том, что развитие речевых зон в обоих полушариях является своего рода страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и т. д. Если у левши пострадало левое полушарие, он сохраняет речь, поскольку у него и правое полушарие имеет развитые речевые зоны; если же у него пострадало правое полушарие - выручает левое, в котором тоже имеются речевые зоны.

И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых "центров" в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением; он напоминал, что среди выдающихся людей большое количество левшей (вернее, амбидекстров).

По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а выполнение различных действий в повседневной жизни как-то распределять между правой и левой руками.

Еще раз хотим напомнить: если ребенок леворукий, не следует ставить задачу переделать его в правшу - надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной. Лучше всего это достигается в играх. Например, в левую руку ребенку дают автомобильчик, а в правую - самолетик и ставят задачу: скорее добраться до указанного места. Ребенок понимает, что самолет летит быстрее, и он будет активнее действовать правой рукой, а левую станет притормаживать - конечно, автомобиль придет позже!

Подбирая аналогичные игры и занятия, можно добиться усиления функций отстающей правой руки, при этом не будет никаких побочных неприятных последствий. Ведь нельзя забывать, что грубая переделка левши в правшу влечет за собой развитие расстройств речи и, чаще всего, заикания. (Это еще одно доказательство теснейшей связи функций руки и речи.)

Итак, если даже речь вашего ребенка развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев - это потребует всего несколько минут вашего времени в день, и эти минуты окупятся сторицею.

 

     Леворукость – это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

     У детей ведущая рука формируется к 4 годам, до этого предпочтение руки может быть неустойчивым. Важно позволить ребенку использовать ту руку, которую он предпочитает сам, а не «правильную».

      Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.

Трудности

     Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

- восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

- формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

- выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник);

- копирования;

- неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, разнонаклонные буквы);

- зеркальное написание букв, цифр;

- очень медленный темп письма.

 

Советы  родителям:

 

- Не стоит переучивать левшей.

- Если вы не можете определить, какая рука у ребенка ведущая, обратитесь к специалисту (психологу, учителю-дефектологу).

- Не показывать ребенку свое негативное отношение к  леворукости.

- Не драматизируйте ситуацию школьных неудач.

- Поощряйте своего ребенка, проявляйте терпение, если у него что-то не получается.

- Приобретите и приучите ребенка поль-зоваться предметами для  леворуких (ножницы, линейка, ручка  с изогнутым наконечником или специальный держатель, трехгранный карандаш, треугольный ластик, точилка).

- Для облегчения процесса письма купите специальные прописи для леворуких.

-  Включите в распорядок дня занятия спортом, лепкой, рисованием...

- При письме и рисовании свет у леворукого ребенка должен падать справа.

- Помогите ребенку правильно поставить руку при письме (сидит за столом слева, локоть слегка выступает за край стола, рука свободно двигается, кисть обращена к поверхности стола, точки опоры: фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца и нижняя часть ладони). Кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. Положение тетради произвольное.

- Не следует требовать от левши право-наклонного письма, можно  писать прямо.

- Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма.

- При написании букв «зеркально» - предложите конструировать буквы по образцу из палочек разной длинны, полукругов, обводить буквы по пунктирным линиям, сравнить сходные и отличающиеся элементы букв, срисовывать (для начала можно использовать простые геометрические рисунки как образец, постепенно усложняя, используя наборы букв и цифр, а также несложные тексты для тех детей, которые уже научились читать).

- Предложите ребенку самостоятельно дорисовать отсутствующие элементы у букв.

- Полезны трафареты для написания букв и цифр.

- Можно предложить найти ассоциации для каждой из "сложных" букв, например, буква Ч похожа на чайник с носиком.

- Хороших результатов помогает добиться штрихование (справа налево), дорисо-вывание левых частей рисунков.

- Предлагайте ребенку как можно больше шнуровать, завязывать и развязывать узелки, выкладывать мозаику, собирать пазлы, «лего» левой рукой.

- Желательно играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.

Как определить, правша или левша ваш ребенок?

 

Если вашему ребенку уже 5-6 лет, понаблюдайте:

  1. Какой рукой он держит ножницы?
  2. Какой рукой пишет?
  3. Какой рукой рисует?
  4. Какой рукой складывает башню из кубиков?
  5. Какой рукой бросает мяч?
  6. Какой рукой расчесывается?
  7. Какой рукой стирает ластиком нарисованное?
  8. Какая рука сверху, когда аплодирует?
  9. Какой рукой держит ложку?
  10. Какой рукой держит зубную щетку?
  11. Какой рукой раздает карты лото, домино?
  12. Какая рука от локтя до запястья лежит сверху при скрещивании рук на груди?
  13. Большой палец какой руки оказывается сверху при сцеплении пальцев «в замок»?

13.каким глазом ребенок смотрит в подзорную трубу или калейдоскоп?

  1. Какой глаз открыт, когда ребенок «прицеливается», глядя на мишень?
  2. Каким глазом смотрит в щель или дырочку в газете?
  3. На какой ноге прыгает с большим удовольствием и уверенней?
  4. какой ногой бьет по мячу?
  5. Какую ногу поднимает первой, заходя в автобус?

 

     Если большинство ответов на вопросы «левая», значит ваш ребенок – левша.

Среди художников, поэтов, писателей, актеров, математиков, композиторов, скрипачей немало левшей.

 

Левши дали миру много гениев:

Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, И.П. Павлов, Альберт Эйнштейн,  В.И. Даль, Чарли Чаплин, Уинстон Черчилль, Л.Н. Толстой, Пабло Пикассо, Г.М. Вицин, Пол Маккартни, Билл Гейтс.

свернуть