ГАИ предупреждает

Последние годы характеризуются бурным развитием процесса автомобилизации в нашей стране. В дорожное движение вовлечены огромные массы людей и транспортных средств.

Однако, наряду с положительным значением автомобилизации, существует и ряд негативных моментов, связанных с ней, поскольку рост интенсивности движения транспорта и пешеходов объективно приводит к росту количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и тяжести их последствий.

Ежегодно во всем мире около 1,2 миллиона человек погибают в результате ДТП и до 50 миллионов получают травмы или становятся инвалидами. Глобальные издержки, связанные с дорожно-транспортной аварийностью, оцениваются в 518 миллиардов долларов США. Расходы, связанные с ДТП, достигают 2 процента валового национального продукта развитых стран. В Республике Беларусь этот ущерб достигает, примерно, 200 миллионов долларов США.

Дорожно-транспортный травматизм является одним из главных факторов смертности среди детей и молодежи в возрасте до 25 лет. Более 40 процентов случаев гибели людей в результате ДТП приходится именно на эту категорию участников дорожного движения, причем 75 процентов погибших составляют мужчины. Самые высокие показатели смертности в странах с низким и средним уровнем доходов отмечаются среди таких молодых участников дорожного движения, как – пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты и пассажиры. В странах с высоким уровнем доходов к группе наибольшего риска относятся молодые водители.

В последние годы дорожно-транспортный травматизм стал одной из главных причин гибели людей в Республике Беларусь. Наиболее частой причиной гибели и ранения молодых участников дорожного движения (неопытных водителей, пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов и пассажиров) является нарушение ими требований правил дорожного движения, к которым, в первую очередь, относятся: управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, превышение водителями установленной скорости движения, несоблюдение правил пользования ремнями безопасности либо мотошлемами. Достаточно сказать, что ежегодно в республике свыше 700 ДТП совершается по вине нетрезвых молодых участников дорожного движения – водителей и пешеходов. Примерно 27 процентов ДТП совершается по причине превышения водителями установленной скорости движения. Свыше 28 процентов водителей и пассажиров погибают в результате несоблюдения правил пользования ремнями безопасности и мотошлемами. Причем возраст большинства водителей, совершивших эти нарушения Правил дорожного движения, находятся в интервале 19-28 лет.

Мировое сообщество, осознавая опасность, вызванную аварийностью на дорогах, принимает активные совместные меры для предотвращения этой угрозы. О чем свидетельствует принятие в марте 2010 г. резолюции №64/255, провозглашающей 2011 – 2020 годы Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Концептуально действующие в нашей стране подходы к обеспечению безопасности дорожного движения в полной мере соответствуют мировым стандартам и позволяют адекватно реагировать на изменения дорожно-транспортной обстановки.

Определяющим нормативным актом в реализации задач по обеспечению должного уровня безопасности на территории Республики Беларусь является Концепция обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденная постановлением Совета Министров от 14 июня 2006 г. №757, целевым показателем которой является снижение числа погибших в ДТП к 2015 г. на 500 человек от уровня 2005 г. (с 1673 до 1173).

Одной из наиболее острых проблем ДТП является детский травматизм. Основными причинами ДТП по вине детей являются:

– переход проезжей части вне установленного места;
– переход перед близко идущим транспортом;
– выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства;
– игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее;
– нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами.

Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у учащихся твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

Весомый вклад в профилактику ДТП с 2011 года вносят отряды «стоп-менов». Подобная практика дежурств «lollipop mаn», обеспечивающая безопасность пешеходов в местах насыщенного дорожного движения, получила широкое распространение во многих странах мира (Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии и др.).

Отряд «стоп-менов» представляет собой основанное на добровольном членстве объединение учащихся и работников учреждения образования, принимающее участие в обеспечении безопасности дорожного движения вблизи учебных заведений.

Основными целями деятельности отрядов «стоп-менов» являются:
закрепление на практике знаний Правил дорожного движения;
формирование умений, необходимых детям для обеспечения собственной безопасности на дорогах;
содействие подразделениям Госавтоинспекции в обеспечении дорожной безопасности детей-пешеходов;
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Основными задачами отрядов «стоп-менов» являются:
воспитание законопослушных участников дорожного движения;
оказание помощи учащимся в безопасном переходе проезжей части вблизи учебных заведений;
привлечение внимания общественности к вопросам охраны здоровья и жизни детей.

Порядок создания отряда «стоп-менов».

Отряд «стоп-менов» создается по решению руководителя учреждения общего среднего образования на основании приказа, в котором указывается лицо, на которое возлагаются обязанности руководителя отряда «стоп-менов» и основные направления его деятельности. Руководитель отряда «стоп-менов» назначается на учебный год из числа педагогических работников учреждения образования, знающих нормы Правил дорожного движения, способных по своим деловым и моральным качествам осуществлять руководство отрядом «стоп-менов».

Порядок приема в отряд «стоп-менов».

Членами отряда могут быть учащиеся, достигшие возраста 15 лет, способные осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, а также педагогические работники, законные представители учащихся.

Прием учащихся осуществляется при согласии и наличии письменного заявления законных представителей учащегося.

Решение о приеме в члены отряда «стоп-менов» принимается руководителем учреждения общего среднего образования.

Организация работы отрядов «стоп-менов»

Занятия с членами отряда проводятся в соответствии с календарным планом. Инструктаж с руководителями отрядов «стоп-менов» (по согласованию с Госавтоинспекцией) проводится перед началом каждой учебной четверти. Члены отряда «стоп-менов» осуществляют свои функции только в соответствии с графиком, утверждаемым директором учреждения общего среднего образования, перед началом и окончанием учебных занятий.

На первом занятии следует рассказать об отряде «стоп-менов», основах безопасного поведения, правах и обязанностях членов отряда при выполнении функций по обеспечению безопасности дорожного движения.

До осуществления дежурств руководителю отряда следует изучить с членами отряда Правила дорожного движения, утверждённые Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551, отработать умения оказывать помощь пешеходам в безопасном переходе проезжей части дороги, отработать вопросы соблюдения мер личной безопасности.

При организации занятий следует использовать уголок безопасности дорожного движения учреждения общего среднего образования. При определении места размещения для дежурства членов отряда следует изучить схему основных маршрутов безопасного движения учащихся по территории, прилегающей к учреждению общего среднего образования, которая должна быть размещена на уголке безопасности. Данная схема составляется по заявке учреждения общего среднего образования совместно с представителем территориального подразделения ГАИ и утверждается руководителем учреждения общего среднего образования. Схема должна легко читаться и быть понятной.

На ней обозначаются:
– строения, зеленые насаждения, дороги, перекрестки, стоянки автомобилей, остановки маршрутных транспортных средств и прочее;
– опасные места (объекты, закрывающие обзор, открытые люки, места ремонта тротуара и складирования строительных материалов и другое);
– основные безопасные пути движения к учреждению общего среднего образования;
– участки дорог с интенсивным движением транспортных средств;
– направление и скоростной режим движения транспортных потоков;
– места расположения транспортных и пешеходных светофоров, дорожной разметки, дорожных знаков «Дети», «Пешеходный переход» и других;
– состояние освещенности прилегающих дорог.

Особо выделяются опасные места и участки с интенсивным движением транспортных средств. Все надписи должны быть четкими и разборчивыми. Дороги обозначаются со всеми элементами: проезжая часть, тротуары, трамвайные пути и прочее. Размещение на схеме светофоров, дорожных знаков, пешеходных переходов должно соответствовать их действительным местам расположения.

Все основные маршруты к учреждению общего среднего образования от ближайших остановок, станций метро, остановочных пунктов, мест проживания учащихся (жилых зон) обозначаются хорошо видимыми линиями со стрелками, указывающими направление движения. Данная схема обновляется по мере необходимости с учетом всех изменений, происходящих на территории, прилегающей к учреждению образования, и вынуждающих менять маршрут движения. Например, перенос остановки маршрутных транспортных средств; наличие временных сооружений или складирование какого-либо материала, закрывающего обзор проезжей части; установка временных пешеходных ограждений; недостаточная освещенность территории; ремонт дорожного покрытия на тротуаре или проезжей части и прочее. Кроме того, рядом со схемой располагается письменная информация обо всех имеющихся опасностях по маршрутам движения и изменениях в состоянии дорожного движения на прилегающей территории.

Все места ДТП с участием детей или все опасные для детей участки отмечаются красными флажками и содержат письменную информацию с названием улиц и объяснением причин опасности указанных участков дорог.

Особое внимание следует обратить на экипировку членов отряда «стоп-менов». При выполнении функций обеспечения безопасности перехода пешеходами проезжей части дорог член отряда «стоп-менов» должен находиться в жилете повышенной видимости желтого или оранжевого цвета со световозвращающими вставками и дорожным знаком (его макетом) «Движение без остановки запрещено» или диском с красным световозвращающим элементом.

Экипировка приобретается (изготавливается) учреждением общего среднего образования за счет собственных средств, средств отделов (управлений) образования районных (городских) исполнительных комитетов, органов внутренних дел или общественных организаций, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Права и обязанности членов отряда «стоп-менов».

Обязанности членов отряда:
– знать и соблюдать требования Правил дорожного движения;
– оказывать помощь пешеходам в безопасном переходе проезжей части дороги вблизи учебного заведения;
– не совершать действий, способных привести к возникновению аварийно-опасных ситуаций;
– соблюдать меры личной безопасности.

Права членов отряда:
– сигнализировать о необходимости остановки движения транспортных средств для безопасного перехода пешеходами проезжей части дороги по пешеходному переходу вблизи учебного заведения;
– требовать от участников дорожного движения соблюдения требований Правил дорожного движения в части передвижения их по проезжей части;
– подавать согласованные с педагогом рапорты о выявленных нарушениях Правил дорожного движения участниками дорожного движения, очевидцем которых он стал, для дальнейшего привлечения нарушителей в установленном порядке к административной ответственности.

Организация дежурств отрядов «стоп-менов»

Перед каждым дежурством руководителем отряда и (или) сотрудниками Госавтоинспекции проводится инструктаж членов отряда «стоп-менов».

Дежурство отряда «стоп-менов» осуществляется только под руководством и контролем взрослых.

При выполнении дежурства члены отряда «стоп-менов» находятся в непосредственной близости от пешеходного перехода (по одному с каждой стороны перехода) и посредством поднятия вверх знака (диска) сигнализируют о необходимости остановки движения транспортных средств для безопасного перехода проезжей части пешеходами. Движение пешеходов по пешеходному переходу разрешается только в случае, когда «стоп-мен» убедится, что все водители транспортных средств выполнили требование об остановке и движение пешеходов по пешеходному переходу является безопасным.

Контроль и координация деятельности отрядов «стоп-менов» осуществляется руководителем учреждения общего среднего образования совместно с территориальными подразделениями Госавтоинспекции.

С целью предотвращения дорожно-транспортного травматизма среди учащихся в нашей школе создан отряд "Стоп-менов" из числа учащихся 10-11 классов, который ежедневно осуществляет патрулирование на пешеходном переходе возле школы перед началом и после окончания уроков. Фото отряд "Стоп-менов"

Также администрацией школы разработан план мероприятий по обеспечению безопасной жизнедеятельности обучающихся. С данным планом можно ознакомиться здесь

Предупреждение ДТП, связанных с наездом на пешеходов

Статистика аварийности свидетельствует о том, что преобладающим видом ДТП являются наезды на пешеходов. Причин наездов на пешеходов много, но одними из главных являются невыполнение ими своих обязанностей и незнание или нарушение правил безопасного поведения на дорогах. Поэтому одним из основных направлений в профилактике аварийности должно стать обучение людей, воспитание у них ответственного поведения на дороге, привитие навыков постоянного контроля за изменением дорожной обстановки. Такие навыки создают условия для сдерживания пешехода от необдуманных поступков. Выполняя требования Правил дорожного движения, пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам, где отсутствует контакт с транспортными средствами. Однако не следует идти по самому краю тротуара, прилегающего к проезжей части дороги. Оступившись, пешеход может неожиданно оказаться на проезжей части дороги. Задеть пешехода могут и транспортные средства особенно с прицепом, движущиеся рядом с тротуаром, так как отклонение прицепа при маневрировании может достигать 1,5 метров.

Пересекать проезжую часть дороги пешеходы должны по пешеходным переходам. В случае их отсутствия на перекрестках необходимо двигаться по линии тротуаров и обочин, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен. При отсутствии в пределах видимости обозначенных пешеходных переходов и перекрестков пешеход должен перейти проезжую часть дороги на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны и по кратчайшей траектории, что обеспечит наименьший период времени нахождения пешехода на проезжей части дороги. Нельзя принимать решение о пересечении проезжей части на закруглениях дороги с малым радиусом, а также пересекать ее в местах, с ограниченной обзорностью из-за транспортных средств или иных препятствий.

Перед тем как выйти на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии транспортных средств или правильно оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, и их скорость. Безопасным на загородной дороге является удаление транспортных средств на расстоянии 150-200 метров, в населенном пункте 100-150 метров. Для определения безопасной дистанции пешеход должен знать, что средняя его скорость составляет около 1,2 метров в секунду, это позволяет ему пересекать дорогу шириной 7-10 метров за 6-8 секунд. В тоже время автомобиль движется вне населенного пункта со скоростью около 90 километров в час или 25 метров в секунду, а в населенном пункте – 60 километров в час, то есть около 17 метров в секунду.

Переходя проезжую часть дороги, пешеход не должен замедлять движение или останавливаться на ней, поскольку это повышает опасность наезда. В местах, где отсутствуют тротуары, пешеходные или велосипедные дорожки, а также обочины пешеходы могут двигаться по проезжей части навстречу потоку транспортных средств, чтобы видеть приближающийся автомобиль и своевременно уступить ему дорогу. В таких случаях пешеход должен идти как можно ближе к краю проезжей части, чтобы занимать минимальное пространство и не препятствовать движению транспортных средств.

Группы детей нельзя вести по проезжей части дороги. Если же тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка отсутствует, детей можно вести по обочине навстречу движению транспортных средств и только в светлое время суток. Группа детей должна обязательно сопровождаться совершеннолетними из расчета не менее одного сопровождающего на двадцать детей.

Особенно опасно пересекать проезжую часть дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, поскольку пешеход видит автомобиль с включенными фарами, а водитель может не заметить пешехода. Многие пешеходы, особенно дети, этого не знают, чем подвергают себя опасности, так как водитель заметит их только в тот момент, когда пешеход будет освещен светом фар транспортного средства. При этом темная одежда поглощает свет и, как правило, менее заметна для водителя.

Для того чтобы улучшить видимость человека на дороге в темное время суток пешеходу необходимо обозначить себя световозвращающими элементами. Следует иметь в виду, что во время тумана в светлое время суток свет фар не облегчает водителю распознавание объектов на дороге, а пешеход видит транспортное средство значительно раньше, чем водитель его.

Часто водители испытывают затруднения из-за неопределенного поведения пешехода на дороге, когда он выходит на проезжую часть и останавливается, не зная как действовать в возникшей ситуации. Водителю трудно предвидеть, какие действия будут предприняты пешеходом. В таких случаях пешеходу необходимо отойти на безопасное место, сделать знак рукой или предпринять такое действие, которое однозначно было бы понятно водителю приближающегося транспортного средства.

Детей необходимо периодически обучать навыкам безопасного поведения на дороге. Такое обучение необходимо проводить с детьми каждый раз после длительного их отсутствия в населенном пункте, например, после каникул, болезни и т.п. При этом необходимо информировать их о наиболее опасных участках дорог и объяснить в чем заключается опасность при движении по этим участкам.

Для того чтобы ребенок лучше усвоил безопасную дорогу в школу, можно разрешить ему выступить в роли провожатого, чтобы он сам выбирал путь и обосновал свое мнение. Такой подход к обучению помогает своевременно выявить и устранить ошибки, которые ребенок может допустить при движении в школу или другие места самостоятельно. При информировании пожилых пешеходов и водителей нужно обращать их внимание на то, что с возрастом снижается реакция, слух, зрение, в связи с чем, они должны более тщательно подходить к оценке ситуации на дороге, чтобы свести к минимуму риск ДТП. Часто пожилые люди, принимающие лекарства, не знают их побочные действия, которые могут отрицательно влиять на их состояние и привести к чрезвычайной ситуации на дороге.

Велосипедисты и водители мопедов становятся участниками ДТП из-за невысокой скорости движения этих транспортных средств, плохой видимости их в темное время суток, отсутствия специального обучения. Большинство таких происшествий совершается при пересечении перекрестков и выполнении ими левого поворота или разворота. При выполнении этого маневра безопасное расстояние до встречного транспорта определяется водителями в зависимости от длины перекрестка, скорости велосипеда или мопеда и встречного транспорта. Именно здесь и допускают ошибки, особенно молодые и неопытные водители. Безопасно осуществить поворот налево можно в том случае, если расстояние до встречного автомобиля во столько раз больше пути движения на перекрестке, во сколько раз скорость встречного автомобиля больше скорости поворачивающего. Учитывая скорость транспортных средств в населенных пунктах можно считать, что поворачивать налево можно тогда, когда расстояние до встречного автомобиля больше длины траектории движения на перекрестке как минимум в 5 раз. Кроме того, велосипедисты и водители мопедов должны знать, что им запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, а также на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении.

Зачастую наезд на велосипедистов происходит при резком отклонении их от траектории прямолинейного движения или при движении на расстоянии более одного метра от края проезжей части.

Значительную часть происшествий, происходящих по вине пешеходов, водитель может предотвратить, если будет учитывать, что человек, вышедший на дорогу может испытывать недомогание, находиться в состоянии душевного беспокойства, иметь плохое зрение или слух. Водитель должен учитывать, что в определенных ситуациях пешеходу необходимо предоставить преимущественное право на движение, иначе пешеход может испугаться быстро приближающегося транспорта и неожиданно изменить направление движения. Наиболее опасные ситуации возникают при внезапном появлении пешехода на проезжей части дороги из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзор. Чаще всего это происходит там, где транспортное средство останавливается прямо на проезжей части дороги, имеющей недостаточную ширину или возле оборудованных «карманов», если они не имеют дополнительных инженерных устройств – барьеров, сеток и т.п. Поэтому водитель, проезжая мимо стоящих на остановках автобусов, троллейбусов, должен соблюдать следующие меры предосторожности: снизить скорость, по возможности увеличить интервал относительно стоящего транспорта и при появлении пешехода внимательно наблюдать за его действиями и быть готовым к экстренной остановке транспортного средства.

Если водитель движется по двухполосной дороге и выдерживает интервал до стоящего попутного автобуса около 1,5 метров, то он сможет заметить пешехода, выходящего из-за автобуса с расстояния 12-13 метров, что, как правило, достаточно для того, чтобы остановить на сухом асфальтобетонном покрытии грузовой автомобиль, движущийся со скоростью 20-25 километров в час и легковой автомобиль, движущийся со скоростью 30-35 километров в час. Аналогичные меры предосторожности нужно соблюдать и при проезде по двухполосным дорогам мимо автобуса и троллейбуса, стоящего на встречной полосе. Почти каждый пятый наезд на пешехода, совершаемый по вине водителей транспортных средств, происходит на нерегулируемом перекрестке. Причиной таких происшествий, как правило, является неправильная концентрация и распределение внимания водителей при оценке возникшей ситуации. Например, водитель, концентрируя внимание на приближающихся транспортных средствах, упускает из поля зрения поведение пешеходов. В ряде случаев наезд на пешехода происходит, когда он движется по пешеходному переходу, расположенному на многополосной проезжей части дороги, а транспортное средство выезжает из-за стоящих в соседних рядах транспортных средств. Нередко наезд на пешехода совершается транспортным средством, проезжающим перекресток в период смены сигналов светофора. Подъезжая к пешеходному переходу, водитель должен внимательно наблюдать за поведением пешеходов и водителей других транспортных средств. Если, движущийся впереди по соседней полосе автомобиль затормозил, то, возможно, что он останавливается, чтобы пропустить пешехода, поэтому в этой ситуации необходимо притормозить или остановиться, и продолжить дальнейшее движение, убедившись в отсутствии пешеходов.

Бывают случаи, когда транспортное средство совершает наезд на пешехода, выходящего из трамвая, стоящего на остановочном пункте, расположенном посредине проезжей части. Это является грубым нарушением требований пункта 120 Правил дорожного движения, который обязывает водителя остановиться и уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке трамваю либо от него (со стороны дверей), если посадка (высадка) пассажиров производится с проезжей части дороги или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только после закрытия дверей трамвая и выключения на нем аварийной световой сигнализации (светового указателя правого поворота).

Особую осмотрительность нужно проявлять водителю при встречном разъезде в зоне пешеходного перехода, поскольку пешеход, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом, все внимание уделяет ему и не замечает встречное транспортное средство. Водителю нужно учитывать, что любое появление пешехода на проезжей части дороги должно стать сигналом опасности совершения ДТП, особенно в условиях скользкого покрытия, когда пешеход не может быстро перейти проезжую часть, а водитель быстро остановить транспортное средство. При приближении к пешеходам водителю не следует полагаться на подачу звукового сигнала, поскольку пешеход может растеряться и своевременно не освободить проезжую часть. Поэтому самым надежным способом предотвращения наезда является снижение скорости и остановка автомобиля. В то же время при возникновении опасных ситуаций водителям необходимо знает, что если пешеходами являются молодые люди, они переходят дорогу быстро и их лучше объезжать сзади. Пожилые пешеходы, как правило, рассеянны и невнимательны, заметив или услышав автомобиль при переходе дороги, они чаще всего поворачивают назад, поэтому, если объезжать их сзади, не исключена вероятность наезда.

Около 30 % случаев наездов на пешеходов происходит тогда, когда они находятся в нетрезвом состоянии, которое приводит к потере возможности правильно оценивать дорожную обстановку. Водителю, как правило, трудно предугадать, как поведет себя такой пешеход при приближении к нему транспортного средства. Кроме того, на скользкой дороге у таких пешеходов возрастает вероятность падения на дорогу. Поэтому водитель, заметив неустойчивое поведение пешехода, должен снизить скорость движения, а в ряде случаев и остановиться или объехать его на большем расстоянии.

Водителю не следует забывать о том, что неблагоприятные погодные условия повышают опасность наезда на пешеходов, поскольку их внимание снижается, например, при низкой температуре воздуха, сильном ветре, дожде, снегопаде и т.п.

Большую опасность для водителей на проезжей части представляют дети. Они не всегда осознают опасность, отличаются непоследовательностью действий. Водитель, зная об этом, должен воспринимать появление ребенка на проезжей части или даже у края тротуара, как сигнал тревоги и не пытаться объехать ребенка на проезжей части дороги, так как ребенок может неожиданно изменить направление движения. Особенно опасно, когда дети на проезжей части дороги катаются на коньках, санках или лыжах. Такие места водитель должен проезжать с особой осторожностью и только тогда, когда уверен, что они видят автомобиль и не находятся в движении.

Приближаясь к стоящему автобусу с включенной аварийной световой сигнализацией и имеющему опознавательный знак «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость движения, при необходимости остановиться и уступить дорогу пешеходам.

Особую опасность представляет превышение водителями установленной скорости движения в местах массового передвижения детей – у школ, детских садов, площадок, когда на проезжей части или в непосредственной близости от нее находятся дети.

Часто ДТП с детьми совершаются в ситуациях, когда они оказываются между встречными потоками транспорта. Если в такой ситуации ребенок видит автомобиль – опасность меньше, если же он смотрит в противоположную сторону – опасность возрастает, поскольку нет уверенности в том, что ребенок заметит автомобиль. Особое внимание необходимо проявлять в ситуациях, когда ребенок на проезжей части дороги стоит спиной к приближающемуся автомобилю или его внимание отвлекают другие дети, уже перешедшие дорогу, а также в случаях, когда на середине дороги находится группа детей. Водитель в такой обстановке в соответствии с требованиями пункта 119 Правил дорожного движения должен быть готов снизить скорость движения или остановиться, чтобы исключить вероятность наезда на детей. Следует подчеркнуть, что соблюдать эти требования водитель обязан везде, в том числе и вне пешеходных переходов.

Большинство несчастных случаев можно избежать, если обучать ребенка правильному и безопасному поведению на дороге. Основная причина ДТП заключается в том, что дети переносят на дорогу привычки, навыки наблюдения, которые они приобрели в быту. Следует отметить, что из каждых двадцати случаев наездов на детей девятнадцать повторяются. Девять из десяти пострадавших на проезжей части дороги детей вовремя не заметили приближающееся транспортное средство и ошибочно считали, что находятся в безопасности. Шесть из десяти пострадавших детей выбежали или вышли на дорогу из-за стоящих или движущихся автомобилей, зданий, насаждений, заборов и других объектов, ограничивающих водителю обзорность.

Восемь процентов пострадавших детей попали в ДТП в ситуации обгона и опережения транспортных средств. Двое из десяти пострадавших детей не заметили вовремя опасность потому, что их внимание было отвлечено объектом на другой стороне улицы. Чаще это бывает на улицах с небольшой интенсивностью движения. Шесть процентов пострадавших детей попали под автомобиль после того, как вырвались из рук родителей. Причем такое поведение характерно для детей в возрасте до шести лет. При переходе улицы ребенка надо постоянно учить наблюдению за дорожной обстановкой.

Неправильное поведение родителей на дороге вместе с ребенком может перечеркнуть знания и навыки, полученные им ранее. Поэтому с ребенком не должно быть никакой спешки на проезжей части, никаких разговоров о постороннем во время перехода дороги, никаких нарушений Правил дорожного движения.

Ребенка необходимо учить видеть объекты, ограничивающие видимость движущихся транспортных средств – насаждения у подъезда, стоящие автомобили, угол дома и другие предметы. Ребенок должен привыкнуть к тому, что необходимо оценить обстановку, прежде чем выйти из-за этих объектов на проезжую часть дороги.

По материалам сайта Управления ГАИ УВД Могилевского областного исполнительного комитета