Рекомендации по русскому языку и литературе

Рекомендации по русскому языку и литературе

 
Как готовиться к устному высказыванию
  • Подумайте, с какой целью вы будете говорить.
  • Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущённый, критический и т. д.).
  • Соберите или отберите необходимый материал.
  • Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?
  • Определите  возможный стиль вашего высказывания (разговорный; публицистический, научный, официально-деловой).
  • Составьте план.
  • Проговорите своё высказывание перед зеркалом, следя за оном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой.
  • Попросите кого-нибудь из друзей послушать вас, учтите их замечания. Используйте магнитофон: прослушивание записи поможет вам совершенствовать своё высказывание.
Как подготовиться к выразительному чтению текста
  • Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится (в тех случаях, когда это возможно).
  • Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
  • Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём; будете убеждать своих слушателей.
  • Подчеркните наиболее важные по смыслу слова, т.е. слова, на которые падает логическое ударение.
  • Обозначьте паузы.
  • Продумайте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.      
Как работать над рассказом
  • Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.
  • Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.
  • Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний и соберите его из других источников.
  • Повторите схему композиции рассказа.
  • Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план. Укажите в нём вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.
  • Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: наиболее полно в нём должно быть показано главное событие.
  • Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.
  • Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Как работать над сочинением
  • Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.
  • Подумайте: кого, в чём и как вы будете убеждать своим сочинением?
  • Соберите или отберите необходимый материал.
  • Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.
  • Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художественный, публицистический и др.).
  • Составьте план.
  • Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Как готовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту
  • Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
  • Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
  • Сформулируйте тему и основную мысль текста.
  • Определите, к какому типу речи относится текст.
  • Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
  • Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении или пересказе.
  • Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.
  • Закройте  книгу; напишите первый вариант (или черновик) изложения, затем после проверки и исправления перепишите его.
Анализ художественного стихотворения
Анализ художественного стихотворения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником. Общие рекомендации к анализу стихотворения (в виде опорных вопросов)
  • Чтобы выяснить позицию автора и понять, что его волновало в те годы (годы создания произведения), расскажите о месте, времени, истории написания сти­хотворения (если есть варианты – приведите), об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.
  • Раскройте тему, идею, композицию, строфику стихотворения. Тема – основное направление содержания. Идея – авторское понимание темы.
  • Излагая содержимое каждой части стихотворения (лучше всего делать это близко к тексту, цитируя), покажите мысли, чувства (душевное состояние, настроение) лирического героя. Тут же объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства, иными словами: рассказывая, о чем говорит поэт, какие чувства испытывают его персонажи, скажите, как он это делает, какие средства поэтического языка использует.
  • Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие строки  показались наиболее значительными и почему?
  • Как по-вашему, надо читать отдельные части стихотворения и все в целом?
Как готовиться к выборочному изложению пересказу текста
  • Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов;
  • Вдумайтесь в тему выборочного изложения определите её границы.
  • Внимательнее читайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.
  • Определите основную мысль изложения (пересказа).
  • Подумайте, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем изложении (пересказе).
  • Определите; какой стиль (разговорный; художественный, публицистический, научный, официально-деловой) вы будете использовать.
  • Составьте план. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и в выборочном изложении (пересказе) могут не совпадать.
  • Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения (пересказа); какие слова, обороты, предложения для этого использовать.
  • Напишите черновик выборочного изложения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
 
Как составлять план текста
  • Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  • Определите тему и основную мысль текста.
  • Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
  • Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
  • Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести  (пересказать или изложить) текст.
  • Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.