Положение о школьном мастер-классе «Эффективный опыт преподавания математики, биологии, русского языка на повышенном уровне в условиях организации профильного обучения»

Положение

о «мастер-классе» педагогов ГУО «Средняя школа №86 г. Минска»

1. Общие положения

1.1. Мастер-класс является одной из форм распространения собственного педагогического опыта и представляет собой открытый показ, передачу и презентацию достижений педагога-мастера.

1.2. В мастер-классе объединяются педагоги, желающие получить полную информацию о позитивном опыте педагога-мастера и освоить предлагаемые им программы, методики и технологии.

2. Цель и задачи мастер-класса

2.1. Цель проведения мастер-класса – создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

2.2. Задачи мастер-класса:

* обобщение опыта работы педагога-мастера по определенной проблеме;

* передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

* совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приемов решения поставленной в программе педагога-мастера проблемы;

* рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

* оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач самореализации и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

3.Организация работы мастер-класса

3.1. Деятельностью мастер-класса руководит педагог, имеющий позитивный опыт работы по применению на практике эффективных педагогических технологий, владеющий высоким уровнем профессионального мастерства и высоким уровнем профессиональной компетентности;

3.2. Количество участников мастер-класса составляет до 10-15 педагогов.

3.3. Занятие мастер-класса проводится в течение 60 — 90 минут.

3.4. Педагог-мастер составляет программу мастер-класса и планирует его работу.

3.5. В ходе занятий мастер-класса рекомендуется использовать различные методы работы:

* представление системы уроков (занятий) с наблюдением по заранее заданному плану;

* уроки (занятия) с педагогами, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с учениками;

* изучение результатов деятельности педагога-мастера и его учеников;

* самостоятельная разработка слушателями собственной модели урока по методике или технологии педагога-мастера;

* совместное моделирование урока;

* посещение и анализ открытых уроков (занятий) педагога-мастера;

* круглые столы;

* дискуссия по результатам занятий;

* анкетирование педагогов и анализ его результатов;

* тренинговые занятия с педагогами;

3.6. Занятия проводятся с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

3.7. По завершении мастер-класса проводится групповая рефлексия по его итогам.

4. Требования к структуре мастер-класса

4.1. Основными научными идеями при конструировании технологии мастер-класса являются деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский подходы.

4.2. Алгоритм технологии мастер-класса:

4.2.1. Индуктор (побудитель участников мастер-класса к активной работе) в качестве вступления.

4.2.2. Презентация педагогического опыта мастера.

* Краткая характеристика учащихся класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся ;

* Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с детьми;

* Описание достижений в опыте работы мастера;

* Доказательства результативности деятельности учащихся, свидетельствующее об эффективности использования педагогической технологии;

* Определение проблем и перспектив в работе педагога;

4.2.3. Представление системы уроков (занятий).

* Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии.

* Определение основных приемов работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

4.2.4. Имитационная игра.

* Педагог-мастер проводит урок (занятие) со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

* Слушатели играют одновременно две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом уроке (занятии);

4.2.5. Моделирование.

* Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме технологии урока мастера (он исполняет роль консультанта, организует и управляет самостоятельной деятельностью слушателей).

* Обсуждение авторских моделей урока (занятий).

4.2.6. Рефлексия.

* Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

4.3. Результат определяется в соответствии поставленной цели. Итог совместной деятельности – модель урока (занятия) слушателей в режиме современной технологи, отражающей индивидуальный стиль их творческой педагогической деятельности.

5. Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса.

5.1. Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.

* Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

* Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

* Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

* Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

* Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

* Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

* Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации, приемов поиска и открытия, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

* Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта